В 1902 году Тивадар Костка (Чонтвари), венгерский художник-самоучка, написал картину «Старый Рыбак».
На первый взгляд, в картине нет ничего необычного, но Тивадар заложил в свою картину скрытый подтекст, который при жизни художника так и не был раскрыт. Никому в голову не приходило приложить зеркало к середине картины. Кто сделал это первым – неизвестно. Так же неизвестно, действительно ли Тивадар вкладывал такой смысл в свою картину, или это просто такое невероятное совпадение?
В любом человеке может быть как Бог, так и Дьявол. И если к середине картины Тивадара приложить зеркало, то из старика-рыбака получается Бог (если продублировано правое плечо старика) или Дьявол (если продублировано левое плечо старика).
Тивадар Костка Чонтвари (1853–1919) родился в горном селении Кишсебен, ранее принадлежавшем Австрии (сейчас Сабинов, Словакия). Отец Тивадара, Ласли Костка, работал врачом и аптекарем. Тивадар с пятью братьями рос в атмосфере, насквозь пропитанной духом фармакологии. С самого раннего детства он знал, что, как и отец, станет аптекарем. Но все же он перепробовал много профессий — учился на факультете права, работал торговым служащим, и только после этого изучил фармакологию.
Однажды, когда ему уже исполнилось 28 лет, работая в отцовской аптеке, Тивадар схватил карандаш и на рецептурном бланке нарисовал увиденную из окна обычную сцену — запряженную буйволами проезжающую телегу. Было ли это началом шизофрении, которой впоследствии страдал Тивадар, но с тех пор он был уверен, что его предназначение – быть художником.
Тивадар отправляется в Рим, после Рима в Париж. В Париже Тивадар знакомится с Михаем Мункачи – тогда уже известным венгерским художником, который, кстати, тоже окончил свой жизненный путь в психиатрической лечебнице. Возвратившись на родину, Тивадар в течение четырнадцати лет усердно работает в аптеке, чтобы добиться материальной независимости. Собрав небольшой капитал, он отправляется учиться сначала в Мюнхен, а потом в Париж.
Но учеба Тивадару удовлетворения не принесла, поэтому в 1895 году он отправляется путешествовать. Странствуя по Италии, Греции, Ближнему Востоку и Северной Африке он рисует пейзажи.
В 1900 Тивадар свою фамилию Костка меняет на псевдоним Чонтвари. В 1907 и 1910 годах в Париже у Тивадара состоялись персональные выставки, но признания они ему не принесли. В качестве художника не получил он признания и в родной Венгрии, а вот репутация сумасшедшего за ним утвердилась. Поведение художника становилось все более странным, он вел довольно аскетический образ жизни, а при общении имел склонность впадать в пророческий тон.
В 1910 году период созидания закончился. Все более тяжкими становились приступы болезни. Рисовал Тивадар теперь крайне редко, только эскизы своих сюрреалистических видений. При жизни ему не удалось продать ни одной своей картины.
Умер художник 20 июня 1919 года, как пишут, от артрита. Наследников Тивадара заверили в полной несостоятельности его как художника, и вскоре картины оказались на аукционе не в качестве произведений искусства, а всего лишь как куски холстов. Все картины скупил случайный коллекционер оптом за ничтожную сумму, которая удовлетворила недальновидных родственников. Сегодня специалисты строят догадки, был ли этот коллекционер случайным, и не оказались ли наследники Чонтвари просто обманутыми.