Удивительные индейцы пираху

14.08.2014

В джунглях Бразилии есть река Маиси. У ее берегов проживает удивительное племя индейцев пираха. Дэниэл Эверетт, бывший миссионер, который стал писателем, прожил 30 лет среди людей пираха, а впоследствии описал их удивительный быт и верования.

01

Люди, которые не спят

Отправляясь спать, практически все люди на земле желают друг другу доброй ночи, крепкого сна, приятных сновидений и тому подобных вещей. Но только не индейцы пираха! Их пожелания, скорее, звучат как “Здесь всюду змеи, не вздумай уснуть!”

Пираха уверены, что спать – вредно. Сон делает человека слабым, а после сна он вообще становится другим. Человек как бы умирает во сне и просыпается уже другой совершенно человек. И, кстати, змей тут действительно очень много. Потому пираха и не спят, а могут только вздремнуть 20-30 минут в тени дерева, или прислонясь к стенке хижины. Остальное же время проводят активно: занимаются с детьми, играют с собаками, болтают, смеются, что-нибудь мастерят, танцуют у костров. Тем не менее каждый из них помнит, что раньше он был чуточку другой, так что даже короткие сны их понемногу изменяют.

“Они были гораздо меньше, пили молоко из грудей и ничего не умели делать. А затем эти люди куда-то пропали, и вместо них теперь – я. Так что если я не буду спать подолгу, то, возможно, я и не исчезну. А когда я понимаю, что опять поменялся, другой я берет себе другое имя…” Обычно пираха меняют свои имена раз в 5-7 лет, при этом каждому возрасту соответствуют подходящие имена, поэтому по имени всегда можно определить, идет ли речь о детях, подростках, взрослых людях или же о стариках.

Люди без завтра

Вероятно, подобное отношение к жизни позволяет пираха и с категорией времени тоже обращаться весьма своеобразно. Они не знают, например, что такое “вчера”, “сегодня” или “завтра”, и весьма плохо ориентируются в понятиях “прошлое” и “будущее”. У них нет никаких аналогов часам, календарям и прочим временным условностям. И живут сегодняшним днем, потому что думать о будущем просто не способны.

Эверетт познакомился с пираха в 1976 году, когда о них еще ничего не было известно. Первое потрясение миссионер-лингвист-этнограф испытал, когда увидел, что эти люди никогда не делают запасов еды. До сих пор не было такого, чтобы люди, ведущие практически первобытный образ жизни вообще не заботились о дне грядущем, однако пираха именно таковы. Они не запасают пищу, а просто едят ее. Или не едят, если охота-рыбалка-собирательство не задались. К отсутствию еды пираха относятся индифферентно. Нет – так нет. Завтра будет.

03

Люди без цифр

Первыми приобщать пираха к цивилизации, разумеется, попытались миссионерские организации, но все попытки направить их сердца к Господу неизменно терпели фиаско. Добродушные пираха с удовольствием встречали как католических, так и протестантских миссионеров, без проблем скрывали свою наготу красивыми подаренными шортами, с аппетитом ели разнообразные консервы, но приобщение к высоким ценностям на этом фактически заканчивалось. Язык пираха понять никто не смог, и тогда Евангелическая церковь США отправила к пираха молодого, но талантливого лингвиста. По словам Эверетта, он ожидал, что язык окажется трудным, раз никто его так и не понял, но он ошибался. Язык оказался не сложным, а уникальным. Ни на какой другой не похожий.

В языке пираха всего семь согласных и три гласных, а словарный запас минимален. Пираха не знают местоимений, а при необходимости показать разницу между “ты”, “я” или “они”, индейцы пытаются пользоваться заимствованными словами индейцев-тупи, соседей пираха и единственным народом с которым они кое-как контактировали. Кроме того, у них особо не различаются существительные и глаголы, а счета они не знают вообще. Для определения количества чего-либо у них всего два понятия: “несколько” и “много”. Например, три-четыре пираньи – это несколько, а пять-шесть – уже определенно много. При этом одна пиранья – это просто пиранья, зачем ее считать? То есть, концепция “один” у пираха тоже отсутствует. Поэтому они не способны понять, что являются маленьким народом. Их определенно больше пяти, а это, без сомнений, много. Всего в мире 7 миллиардов людей? Тоже много. Хорошо! Нас много и вас много.

04

Люди без вежливости

Чтобы показать, насколько люди хорошо друг у другу относятся, в большом мире используется масса слов – “здравствуйте”, “до свидания”, “как дела?”, “спасибо”, “пожалуйста”, “извините”. Ничего подобного у пираха нет. Зачем? Ведь они просто друг друга любят и ничуть не сомневаются, что все окружающие тоже их любят. По утверждению Эверетта, вежливость является закономерным следствием взаимного недоверия, а этого чувства пираха полностью лишены.

Люди без стыда

Как понятие вежливости не знакомо пираха, так же они не понимают, что такое обида, стыд или вина. Если Хоаиха уронил рыбу в реку – это плохо. Нет рыбы – нет обеда. Но причем тут вина? Просто разное случается. Если маленький Акиоха толкнул Окуиху, и Окуиха сломал руку – это плохо. Но это просто случилось, потому что случилось, вот и все. А руку надо лечить. Маленьких детей пираху не ругают. Ребенку могут сказать, что угли из костра руками хватать глупо, что, если не смотреть под ноги, можно упасть, но бранить пираха просто не умеют.

Никто не будет кормить младенца насильно: раз он не берет материнскую грудь, то ему виднее. Если ушедшая рожать к реке женщина третьи сутки не может разродиться – значит, рожать она пока не хочет. И незачем ее уговаривать, и зачем туда бежит белый человек с непонятными штуками в ящике – тоже совершенно непонятно.

02

Люди, которые видят другое

Индейцы пираха не вникают в суть религий, которые им пытаются проповедовать миссионеры, но и своих религиозных представлений и ритуалов у них чрезвычайно мало. Они уверены, что как и все живое, являются детьми леса. А лес – это их вселенная. Лес окружает своих детей, в лесу обитает множество духов, в лес уходят мертвые. И лес – это страшно. Только страх Пираха отличается от страха европейца. Для европейца страх – это что-то плохое. Для пираху страх – просто чувство. Сильное, но не лишенное какого-то очарования. Можно даже сказать, что пираху любят бояться. Как-то Эверетт, проснувшись утром, увидел, как все жители деревни столпились на берегу вокруг пустого места. Оказалось, что туда пришел дух, чтобы о чем-то предупредить людей. И индейцы испуганно, но оживленно разговаривали с пустым местом. На утверждение Эверетта о том, что он никого не видит, один из индейцев возразил, что дух пришел к ним, к пираха, поэтому Эверетт ничего и не видит. Если духу понадобится Эверетт, тогда он и придет к Эверетту.

Люди без бога

Ограниченный словарный запас, отсутствие понятия времени и счета делает пираха невосприимчивыми для миссионерской работы. Без понятия “один” они оказались неспособными к восприятию идеи единого бога. Попытки рассказать, что их всех создал кто-то один, далекий и непонятный, вызвало у пираха недоумение. Такой большой и, вроде бы, неглупый мужчина – и не знает, как делаются люди? Попытки адаптации для индейцев пираха истории Иисуса Христа так же оказались тщетны. Как можно объяснить людям про сына Бога, который принял страдания за чужие грехи людям, которым и понятие “грех” не знакомо? Слушая историю про человека человека, который хотел для всех добра, и которого злые люди убили, пираха не могли понять, что такое “добро” или “зло”, и постоянно спрашивали Эверетта, видел ли он сам все то, о чем рассказывает. Нет? Тогда откуда он может знать, чего сам не видел?

Прожив 30 лет среди этих маленьких, полуголодных, но очень добродушных и веселых людей, никогда не спящих и никуда не спешащих, Эверетт пришел к выводу, что человек является куда более сложным существом, чем повествует Библия, а религия не способна сделать нас ни лучше, ни счастливее. И что “цивилизованному” человеку стоит поучиться у пираха, а никак не наоборот.

05