Хроника чудесных исцелений

02.12.2018

Человек – создание хрупкое и уязвимое. Вирусы и бактерии, травмы и их последствия, дикие звери и оружие – опасность поджидает повсюду, и в любой момент жизнь может оказаться под угрозой. Вот почему к людям, которые способны облегчить чужие страдания, прогнать недуг, исцелить от ран, всегда было особое отношение. Их уважали, им поклонялись, а порой даже обожествляли.

Сын Аполлона

Так, например, произошло с легендарным Асклепием – царем Фессалии, знаменитым целителем, который жил в XII веке до нашей эры. Асклепий и его сыновья – Махаон и Подалирий – упоминаются в «Илиаде» Гомера. Впрочем, согласно преданиям, все дети Асклепия занимались врачеванием. Дочь Панакея – лекарственным лечением, Махаон был выдающимся военным хирургом, Подалирий специализировался на внутренних болезнях и, кроме того, именно он поставил верный диагноз обезумевшему Аяксу. Сын Асклепия Телесфор лечил людей при помощи магии, дочь Гигиея занималась профилактикой заболеваний. Все они переняли целительский дар у отца, который, как гласят легенды, был сыном самого Аполлона! Что, в принципе, понятно: разве мог простой смертный обладать столь невероятными способностями? Аполлон, бог мудрости, музыки и красоты, привез сына к знатоку целебных трав кентавру Хирону. Асклепий научился готовить целебные мази и напитки. При помощи внушения и священных мелодий он вводил пациентов в транс, так что лечение проходило безболезненно. Люди считали это чудом: они погружались в сон, терзаемые страшными недугами, а просыпались бодрыми и здоровыми. Асклепию удавалось исцелять воинов от ран, избавлять людей от болей в мышцах и суставах, лечить заболевания сердца, печени, желудка, побеждать бесплодие и мужское бессилие.

Греки были настолько потрясены его успехами в лечебном искусстве, что стали приписывать целителю поистине фантастические возможности – к примеру, воскрешение умерших. Мифы повествуют о том, что Афина преподнесла в дар Асклепию особе лекарство – кровь Медузы Горгоны: кровь из вен левой стороны имела оживляющий эффект, из правой – губительный. И тогда Асклепий стал похищать мертвых из царства Аида и возрождать их к жизни. Бог подземного мира пожаловался на дерзкого лекаря Зевсу, и тот в гневе поразил Асклепия молнией. Но потом, прислушавшись к сожалениям людей и богов, воскресил сына Аполлона, взяв с него клятву больше никогда не оживлять покойников. Так Асклепий вернулся к жизни, достиг невероятных успехов своем деле и стал богом врачевания.

В VI-V веках до нашей эры в Греции были воздвигнуты храмы в его честь – асклепийоны. Это были не просто святилища, но целые оздоровительные комплексы с банями, бассейнами с минеральной водой, стадионами, рощами. А в самых крупных имелись даже библиотеки и театры! Лечение сопровождалось ритуальными церемониями и жертвоприношениями животных. Особое значение жрецы-целители придавали сну. В том, что это лучшее лекарство, в храмах Асклепия никто не сомневался. Больные засыпали прямо на полу, на шкурах жертвенных животных. Во сне им должен был явиться Асклепий, чтобы рассказать, как победить недуг. Исследователи полагают, что жрецы усыпляли пациентов при помощи гипноза и специальных настоев, а затем проводили операции и лечебные процедуры. Во время раскопок было найдено огромное количество табличек с кратким описанием «историй болезни». На одной из них значилось: «Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, ища помощи у бога; проходя по святилищу, она насмехалась над рассказами об исцелениях. Ей казалось неверным, невероятным и невозможным, что хромые и слепые могли исцелиться при помощи одних только сновидений. Однако и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обещал исцелить ее, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об ее глупости. После такой речи бог вынул ее больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой».

В святилищах Асклепия археологи обнаружили множество изображений человеческих органов и частей тела, сделанных из мрамора, слоновой кости, дерева, золота и серебра. Вероятно, их приносили в храмы в благодарность за исцеление. Аналогичная традиция существовала и у других народов. В России, например, вплоть до XIX века в православных храмах можно было встретить подвешенные к иконе святого Антипия серебряные зубки: люди верили, что этот великомученик помогает избавиться от зубной боли.

Крест и меч

Другой признанный церковью целитель – святой Пантелеимон – считается покровителем воинов и врачей. Родился он в Никомидии в семье знатного язычника и христианки. Мать мечтала обратить сына в христианство, но умерла, когда тот был еще очень юн. Отец отдал мальчика в языческую школу, а затем отправил учиться лечебному делу к известному в те годы врачу Ефросину.

Впрочем, через несколько лет Пантолеон (это имя, означающее «лев во всем», он получил при рождении) сам пришел к Богу. Случилось это после того, как юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной. Пантолеон стал молиться Христу о воскрешении невинного и умерщвлении ядовитого животного, решив про себя: если Господь услышит его мольбы, он примет Крещение. И через мгновение ребенок ожил, а ехидна на глазах Пантолеона разлетелась на куски!

Юноша крестился именем Пантелеимон (всемилостивый) и вскоре принялся лечить людей. Весть о талантливом юноше, способном исцелять практически все недуги, быстро разлетелась по стране. Истории о том, как Пантелеимон дарит людям силы и здоровье, передавались из уста в уста. Он поднимал на ноги даже безнадежных больных, побеждал вирусные и хронические заболевания, заживлял язвы и даже возвращал зрение. Естественно, врачам-язычникам такой конкурент был не нужен, и они донесли императору Максимилиану, что Пантелеимон бесплатно лечит узников-христиан. Император уговаривал талантливого целителя отречься от веры, опровергнуть донос и поклониться идолам, но Пантелеимон не соглашался. Он предложил Максимилиану устроить испытание: привести смертельно больного человека и посмотреть, кто исцелит его – он или языческие жрецы. Императорские лекари ничем не смоги помочь умирающему, но Пантелеимон вернул его к жизни. Тогда Максимилиан разозлился и велел предать христианского целителя жестоким мукам. Пантелеимона жгли свечами, колесовали, обливали раскаленным оловом, бросали в море с камнем на шее – но он оставался невредимым и не отступался от веры. Император приказал бросить его на растерзание диким зверям – но те не тронули святого и стали лизать его ноги. В качестве последнего аргумента Максимилиан приказал обезглавить Пантелеимона. Его привели к месту казни и привязали к масличному дереву. Согласно преданию, когда мученику отрубили голову, из раны потекло молоко, и дерево тут же покрылось плодами. Брошенное в костер тело Пантелеимона не было тронуто огнем, и верующие смогли похоронить его по христианскому обычаю.

Дар Богоматери

Божией милостью объяснял свой целительский дар преподобный Серафим Саровский, который и сам не раз оказывался на грани жизни и смерти. В детстве маленький Прохор Мошнин (так звали будущего подвижника в миру) упал с колокольни – но каким-то чудом уцелел. Когда мальчику было десять, он тяжело заболел. Родные почти потеряли надежду, но мать, продолжая верить в чудо, приложила сына к иконе Знамения Божией Матери – и вскоре ко всеобщему удивлению он полностью выздоровел!

Став взрослым, Прохор решил посвятить себя служению Богу и поступил в монастырь. Спустя два года он вновь тяжело заболел. Врачи диагностировали «водянку»: все тело будущего святого распухло, он не мог передвигаться без посторонней помощи, день ото дня ему становилось все хуже. И вот, когда его состояние достигло критической точки, Прохор неожиданно отказался от лечения и какой бы то ни было помощи, сказав, что целиком полагается на милость Божию. Много лет спустя он объяснил, почему принял такое решение. В тот день ему было видение Божией Матери в сопровождение апостолов Иоанна и Петра. «Сей нашего рода!» – велела Богородица и коснулась своим жезлом правого бедра больного юноши. Наутро у него открылась рана (на том самом месте!), из которой вытекло много жидкости. След от нее остался на всю жизнь, но это избавило молодого человека от тяжелого недуга. Вскоре он окончательно поправился, а через некоторое время окреп настолько, что смог стать отшельником, жить в лесу, соблюдая аскезу и занимаясь тяжелым физическим трудом.

Однажды, когда Серафим рубил дрова, на него напали разбойники. Они требовали денег, которых у отшельника не было. Они не поверили и стали его избивать. Серафим мог дать им отпор – но лишь сложил на груди руки и сказал: «Делайте, что вам надобно».

…Через семь дней подвижник выбрался из леса. Врачи сочли, что его шансы на выздоровление ничтожно малы: «голова проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело покрыто смертельными ранами, лицо и руки избиты, выбито несколько зубов». И все же, старцу пытались помочь – но и на сей раз он отказался. Ему вновь явилась Богородица. Сперва она обратилась к лекарям со словами: «Что вы трудитесь?» А затем, глядя на Серафима, произнесла уже знакомое: «Сей нашего рода!» К вечеру Серафиму стало значительно лучше.

В 1823 году, за десять лет до смерти, преподобный начал исцелять больных. «Не по своей воле, а по милости Божией Матери, после многолетнего подвига пустынножительства, затвора, духовного совершенствования и обретения смиренномудрия». Никто не мог понять, как старцу удается одним лишь прикосновением и молитвой исцелять безнадежно больных. Однажды к нему принесли девочку, которая уже два года не могла ходить. Старец прочитал над ней молитву, помазал ей ножки елеем – и девочка поднялась и пошла, как ни в чем не бывало!

У людей, которые обращались к старцу, проходили грыжи и миомы, болезни ног и внутренних органов, язвы и нервные недуги. Бесплодные женщины рожали здоровых детей, страдающие эпилепсией навсегда избавлялись от припадков. Но Серафим ничему не удивлялся, поскольку был уверен: дар целительский был дарован ему Богоматерью. И еще говорил: «Отведи грех – и болезни отойдут, ибо даются они нам за грехи». Иными словами, лечить нужно не тело, а душу.

Источник: http://www.ufostation.net/