Тулку Тибета и проблемы жизни после смерти

22.01.2015

Возможность жизни после смерти, которая подаётся христианами в качестве уникальной, не вызвала бы на Тибете ни удивления, ни критики. То, что в западной и ближневосточной духовной традиции стало объектом веры, на Тибете не было бы даже предметом рассмотрения, требующим доказательств. Вполне возможно, что сомнений в истинности Воскрешения Христа было бы меньше, если бы между культурами существовало больше понимания. Потенциальная возможность действовать после смерти на Тибете исторически декларировалась иначе, но она воспринималась в качестве неоспоримого факта.

Речь идёт о феноменальном явлении, которое остаётся почти без внимания западных исследователей. Это тулку — ламы достигшие высшего уровня развития и способные осознанно получать новые жизни. Такие тулку осознано воплощаются на Земле вновь, чтобы продолжить начатые дела. Сначала они имеют лишь небольшой базовый набор воспоминаний. Он-то и позволяет выявить тулку, поскольку все они исторически проходят испытания: угадывают свои вещи из прошлой жизни, отвечают на вопросы о прошлых поступках, узнают своих друзей. Если рассказывать об этом современному христианину, то чаще всего такой человек относится к этому крайне скептически или негативно. Это и понятно, ортодоксальное христианство идею новых воплощений отрицает. Хотя более спокойный и внимательный анализ Евангелие не призывает отвергать и приравнивать к ереси всё то, что в них не вошло и о чём не велась речь между Христом и апостолами.

Итак, кто же такие тулку? Эти люди имеющие способность управлять не только своим физическим, но и феноменальным телом. Название этого тела на санскрите Нирманака́я. Это одновременно и тело, и образ и сознание и даже намерение просветленного существа продолжить воплощаться на Земле. Каждый из тулку может навсегда раствориться в нирване, т. е. обрести Дхармака́я или тело «тело дхармы». Но они не считают, что полностью осуществили свою деятельность, поэтому продолжают свой земной путь, но уже полностью осознавая процесс смерти и рождения и даже управляя им. С точки христианства проводить какие-то параллели между Иисусом и какими-то другими мистиками недопустимо. Однако, если попробовать трактовать библейское понятие Сын Божий более широко и видеть в нём стремление проявления божественного в каждом человеке, то любой житель Тибета может рассматриваться в качестве человека в котором есть душа, а значит и божественные начала.

Итак, тибетский институт тулку изначально предусматривал, что духовная и светская власть достаётся не по наследству, не посредством выборов, а передаётся одному и тому же лицу, которое вновь и вновь воплощается на Земле для продолжения своей работы. При этом тибетцы даже не думали о том, возможно ли такое, чтобы после смерти какого-то лица оно продолжило свою деятельность. Дело тут не в том, как бы относилось к этому христианство. Признаёт оно новые воплощения или нет — культура Тибета многие века доказывала, что смерть не является конечной точкой.

Характерно, что и умирание тулку не является обычным. Более того, каждый из них после смерти мог совершать что-то оригинальное. Кто-то после кремации оставлял в пепле драгоценный камень, кто-то уменьшал тело, кто-то преподносил те или иные сюрпризы иногда особого юмористического характера.

Мы вовсе не пытаемся сравнивать Христа и тулку Тибета. Мы говорим лишь о том, что мир полон неожиданных явлений, а доказательства истинности того, что происходит в одной духовной школе можно найти и в других. В частности в Евангелиях сказано о том, что в момент Вознесения, которое произошло через 40 дней после Воскрешения вокруг Христа образовалось особое свечение. Его тело было окружено особым сиянием овальной формы. По одной из версий традиция дарить на Пасху яйца связана как раз с тем, что это сияние имело яйцевидную форму. И сегодня, когда верующий дарит кому-то пасхальное яйцо из бисера или обычное куриное, он касается символа именно этого сияния. На Тибете же исторически была распространена йога туммо, или внутреннего тепла. Она была направлена на то, что адепт, посредством визуализаций и работы сознания, дыхательных практик и целого ряда других, создавал вокруг себя подобное сияние по своей воле.

К сожалению, наука практически не занимается исследованиями в этой области. Вернее, утверждения о том, что какие-то ученые что-то открыли часто не соответствуют самой природе исследований. Более менее систематически подобные феномены пыталась исследовать только трансперсональная психология. Однако в том, что она сама является наукой до сих пор сомневаются многие ученые.

Тем не менее хочется верить, что когда-то и на научном уровне будет доказано, что жизнь не кончается в момент смерти.

Тулку Тибета и проблемы жизни после смерти