Рожки да ножки: сатиры в древнем мифотворчестве

05.05.2013

Сатиры – это существа из мифов. Как правило, описывают их в виде получеловека-полукозла. Впервые о сатирах упоминается в сказаниях, относящихся к 8 веку до н.э. Тогда они были тесно связаны с культом бога веселья и вина – Диониса. В легендах римлян и греком этих существ называли по-разному – и сильванами, и панами, и фавнами.

В мифотворчестве Древней Греции сатиры входили в свиту Диониса и играли в ней ключевую роль. Если верить легенде, Ампелос, ходивший в приятелях у этого бога, скончался. Дионис так сильно печалился о кончине товарища (читай: собутыльника), что упросил Зевса возвратить сатиру жизнь. Всемогущий сжалился, но поступил неожиданно – он превратил умершего Ампелоса в виноградную лозу, плоды которой были по вкусу слаще самого сладкого нектара. Подсластил горькую пилюлю утраты, так сказать. Ох, уж эти боги!

Рожки да ножки: сатиры в древнем мифотворчестве

Покрытые шерстью, бородатые, длинноволосые существа с рогами и копытами были падки до вина и женщин. При всей своей животной внешности у сатиров были вполне человеческие голова и торс. Характер – задиристый, хитрый, похотливый. Обитали такие герои мифов, как правило, в лесах, где развлекались тем, что гонялись за менадами и нимфами. А в свободное от любовных утех время сатиры устраивали всевозможные подставы людям.

Сатир – существо без комплексов, но трусливое. И золотую середину между этими противоречивыми качествами легко найти как раз-таки через вино – напиток, который тонизирует и раскрепощает порой до неприличности. Сатиры были неизменными гостями на праздничных застольях, участвовали он и в битвах. И в первых, и в последних ситуациях их отличала завидная выносливость.

Рожки да ножки: сатиры в древнем мифотворчестве

Интересный момент – рогатые и волосатые были не только представителями мужского пола. Женщины-сатиры были такими же пушистыми парнокопытными, а местами для своих тусовок они также традиционно выбирали винные погреба, пивнушки и прочие места, где льются песни, пляшут танцы и вино рекой течет. Но сколько ни пытались они заглядывать в человечьи души, людские чувства остались ими не поняты.

Невооруженным глазом можно отметить, что наш, то бишь христианский Дьявол очень похож на сатира – его часто ассоциируют с козлом. А в средние века воспоминания о древних сатирах воплотились еще и в чертях – очередных мифических созданиях, человекоподобных двуногих зверушках с рожками и ножками-копытами.

Рожки да ножки: сатиры в древнем мифотворчестве