О существовании нмади человечеству стало известно совсем недавно. Эта обособленно живущая этническая группа затерялась на краю Сахары, в золотистых песках Мавритании. Само по себе место жительства племени пугающее и загадочное. Здесь происходит один и тот спектакль – в режиме нон-стоп постоянно двигаются огромные песчаные дюны. И в окружении этого меняющегося пейзажа как в тисках зажат крошечный оазис – каменистое плато Тишит.
Стоящие на плато каменные дома напоминают спичечные коробки, которые едва ли не сдуваются порывами очень горячих ветров. Здесь можно заметить редкие «каркасы» вконец высохших деревьев и колючки торчащих из песка кустарников. Согласно древней легенде, именно в районе плато Тишит появились «дьявольские собаки», которым горные духи наказали следовать за Дгаги и Збеда – двумя первыми нмади, которые из-за отказа повиноваться духам были обречены на смерть в пустыне от голода и жажды. Нмади легли на песок ничком, как и подобает делать в ожидании смерти тем, кто потерял в пустыне дорогу. Тут появились «дьявольские собаки» как символ смерти. Но люди подружились с ними – животные вселили в нмади надежду и с тех пор стали самым дорогим сокровищем, которым владеет это племя кочевников.
Впервые представители этой этнической группы повстречались в месте под названием Улата. В переводе с местного диалекта «нмади» переводится, как «охотник». В Мавритании оно же означает «дикарь». Дело в том, что много столетий назад мавританцы переселились из района Нуадибу в другие места то одной причине – они не могли больше терпеть бесконечных ссор с нмади. Правда, и сами нмади тоже ушли с прежнего места жительства к востоку.
Вместе с присоединившимися к ним другими этническими группами они образовали касту, выбрав практически не приспособленное для жизни плато и стали промышлять охотой. С тех пор нмади презираемы другими племенами, более «благородными». Жизнь кочевников до сих пор представляет собой феодальный уклад. Примерно это рассказывают мавританцы. Но как все было а самом деле и почему нмади отправились едва ли не на верную гибель, обосновавшись на Тишит? Это загадка.
Жилища племен представляют собой огромные палатки, обтянутые лоскутными покрывалами изнутри и цельным куском ткани снаружи. Каркас «дома» – нехитрый, он представляет собой сплетенные между собой ветки, которые крепятся к двум центральным деревянным столбам. Как ни странно, но женщины в этом примитивном социуме свободны в правах, словах и действиях – решения они принимают наравне с мужчинами. Именно прекрасная половина нмади является хранительницами традиций этой этнической группы. Матриархатом это, конечно, назвать сложно, но равенство полов четко прослеживается.
В каждой громадной палатке проживает сразу несколько семей. Потолки в импровизированных домах низкие, поэтому передвигаться в них людям в полный рост просто невозможно. Жильцы либо сидят, либо лежат. Свои скудные пожитки нмади хранят в специальных деревянных сундуках, которые считаются главным богатством в каждой семье. Среди прочих ценностей племени можно назвать женские украшения, собак и баранов, разведением которых занимаются нмади.
Несмотря на то, что народ называют охотниками, особых охотничьих орудий у них нет. Мужчины племени, отправляясь за добычей, надевают халат без рукавов и чалму и наматывают тканевую повязку со следами крови убитого ранее животного. Последний атрибут никогда не стирается, чтобы во время охоты не спугнуть зверя своим человеческим запахом. Единственное, чем вооружаются нмади – это обыкновенными палками. Ну и, конечно, везде их сопровождают верные помощники и друзья человека – собаки.