Обмен телами по-научному

29.05.2012

Заведомая связь человеческих реакций с сигналами восприятия окружающей действительности известна давно. В некотором смысле, организм, наделенный возможностью к высшей психологической деятельности, представляет собой систему, у которой сигналы, поступающие от основных, задействованных в ней органов чувств дублируют друг друга, позволяя таким образом добиться более полного восприятия. Впервые эту проблему рассматривали советские ученые в период запуска лунной программы, когда в качестве способа исследования поверхности Луны были выбраны автоматы, типа луноходов. Для этого в Центре Подготовки космонавтов выл набран целый отряд водителей для луноходов, которые должны были управлять ими при помощи радио манипуляторов, при этом сигнал из космоса и обратно запаздывал на несколько десятков секунд, что требовало от исследователей довольно значительной подготовки и практической сноровки при управлении. Запаздывание информации в один из моментов создало реальные проблемы для дистанционных водителей, когда в результате неадекватной реакции один из луноходов был утерян, скатившись в невидимый камерами телевизионного наблюдения лунный кратер.

Сейчас аналогичными исследованиями, но уже для совсем других целей, заняты Валерия Петкова (Valeria I. Petkova) и Хенрик Эрссон (H. Henrik Ehrsson) из Каролинского института. Они пытаются искусственным образом осуществить переселение сознания в другое тело (этакий «Аватар» наяву), когда человек воспринимает тело манекена как свое. Восприятие визуальной информации происходит с тела манекена, тогда как осязательные реакции дублируются как на теле куклы, так и на теле подопытного человека. Результат оказывается в некотором роде ошеломляющим, когда видя входящий в собственное тело нож, испытуемый содроганием и страхом реагирует на прикосновение к себе в аналогичном месте простой деревянной палочки. Замечено также, что если нет касания к телу подопытного, то и общее восприятие тоже не является столь эмоциональным, что доказывает тот факт, что отсутствие одновременной визуальной и тактильной информации человек не воспринимает ее достоверно. Напротив, при ее совпадении человек воспринимал пластиковую кожу манекена как свою, и даже сам признавался в этом. Происходило искусственное переселение души в инородное тело при весьма заурядных обстоятельствах, объясняемых простой физиологией, что особенно обидно для души, которую, оказывается, так легко обмануть.

Компьютерные игры бывают не только развлекательные и развивающие. Например, игры готовка еды могут дать основные понятия обращения с продуктами и посудой. А есть игровые менеджеры, в которых играющий может попробовать свои силы в управлении пиццерией или рестораном.