Само словосочетание «золото скифов» настолько часто звучит в СМИ, что уже стало едва ли не нарицательным в рекламе. Сегодня есть и одноименные сорт пива, и женские духи и даже сорт хризантем. А легенды о несметных сокровищах известны даже тем, кто далек и от истории и от археологии. Выставки, посвященные этой теме, неизменно пользуются огромным успехом у публики. Но что положило начало такому ажиотажу вокруг скифского золота?
Исследования скифских курганов, которые должны были таить в себе богатства, начались еще в 19 веке. Но, как обычно, все самые значимые для истории и ценные артефакты обнаруживаются случайно. Так получилось и в 1830 году во время добычи камня на холме Куль-Оба близ Керчи. Местный археолог-любитель Дюбрюкс предположил, что холм этот не природного происхождения, а представляет собой рукотворную гробницу. И действительно, в ходе раскопок был обнаружен угол склепа. Вот так состоялось первое знакомство мира с богатством скифов – в гробнице обнаружилось неразграбленная могила знатного воина.
Участники раскопок были поражены богатым убранством погребенного – одежды расшиты золотыми бляшками, на ногах и руках надеты золотые украшения искусной работы. Рядом с воином покоилось его оружие – меч и лук со стрелами. При этом, и ножны, и рукоять меча, и футляр для лука были украшены пластинами все из того же драгоценного металла, изображающими дивных зверей. По древней традиции, рядом с воином захоранивали его вторую половину. И убранство жены было еще великолепнее – расшитый золотом костюм, диадема с камнями, браслеты, медальоны, зеркальце с золоченой ручкой. Но самым уникальным артефактом стала ваза из золота, изображавшая сцены военных действий скифов.
После первой находки последовало второе значимое открытие. В 1862 году на Чертомлыкском кургане (Днепр) археологи развернули масштабный фронт работ на целых два сезона. И усилия оказались не напрасными – в холме обнаружилось сразу несколько нетронутых погребения – царя, его супруги и слуг. Под курганом также были найдены останки лошадей и конюхов, которые провожали своего правителя в последний путь.
Примерно в это же время начал исследовать алтайские курганы археолог Радлов. Удивительно, что во время раскопок исследователи наткнулись на лед. Дождевая вода, просачиваясь сквозь камни, замерзала, что помогло «законсервировать» тела, изделия из ткани, кожи и дерева. Но на тот момент открытие Радлова не произвело сенсации. И только в 1924 году, когда подобные курганы стали объектом досконального изучения, в миру пошли слухи о древних сокровищницах Алтая. Ученые переправили находки (костяные и деревянные изделия, ковры из войлока, конную упряжь) в Эрмитаж. С тех пор и начались на юге России «золотые сенсации».
Сегодня изученных курганов масса, а предметы скифского золота уже известны «в лицо». Это и фигурки пантеры (курган близ Келермесской станицы), и оленя (Костромской курган), и быков (Майкопский курган). Вот так изучение сокровищ, оставленных скифами, дало нам понять, что представители этого народа были не только варварами, сеющими разрушение и хаос. Скифы оказались довольно высокоразвитыми представителями человечества, сумевшими создать свой неповторимый стиль в культуре. Теперь нам остается оценивать предметы шедеврального античного искусства, выставленные в музеях, слушать легенды о невиданном военном мастерстве и отваге скифского племени и надеяться, что найденные сокровища – это только маленькая толика той золотой тайны, которую продолжают хранить неисследованные холмы и курганы.