В начале 70-х гг. прошлого века краевед Сергей Баранов прибыл в составе этнографической экспедиции в деревеньку Ореховка (Томская область). Еще с середины 18 века населенный пункт был известен тем, что его облюбовали беглые староверы. Исследователи, подобно Шурику из «Кавказской пленницы», собирали старинные песни, предания, описания староверческих обрядов. Самое большое впечатление из всего этого фольклора на Баранова произвела легенда о заречных упырях.
Один из старожилов Ореховки рассказал краеведу, что лет сорок назад по ту сторону реки Лымбельки был поселок. И один упырь на тамошнем погосте превратил все местное население в себе подобных. Ореховчане тогда пребывали в таком ужасе, что хотели даже покинуть деревню. Но однажды дед этого старожила, деревенский знахарь, отправился под покровом ночи на противоположный берег и сжег все поселение. И до самого восхода оттуда доносился душераздирающий вой. К слову, сам поджигатель больше не вернулся.
Но в последние два года, как утверждал рассказчик, нечисть вновь активизировалась, и уже трое односельчан из-за нее погибли. Баранова история привлекла чисто с этнографической стороны, но в ее достоверность он не поверил. Краевед еще несколько лет продолжал собирать подобные легенды и вскоре понял, что загадочный упырь, пожирающий человеческие внутренности, в сибирских староверов внушает куда больший страх, нежели вампир-кровосос в венгров, германцев, кельтов или бриттов.
Вплоть до начала 20 века сибиряки и уральцы страшились упырей больше, чем водяных, русалок, шишиг и тому подобной нежити, которая в изобилии водится в этих краях. Из местных поверий Баранов узнал, что упыри – это воинство сатаны, придающее телам умерших людей удивительную силу и заставляющее их творить кровавые дела. Хорошо еще, что не каждый покойник становится «избранным». Больше всего шансов стать упырем есть у убийц, колдунов, а также тех, кто сам свел счеты с жизнью или умер без церковного покаяния. Поэтому трупы, входящие в «группу риска», не хоронили на общих кладбищах, чтобы они своей упырской энергетикой не заразили честных покойников, заставив тех восставать из гроба.
Но превратиться в упыря может и человек, который при жизни не творил никаких грехов. Это случается при осквернении (пусть даже для целей эксгумации) могилы погибшего в течение 40 дней после погребения либо при укусе покойного или еще живого человека нечистью.
Сообразительностью и живостью фольклор упырей не наделял, но в преданиях отмечается, что они обладали невероятной физической силой. Они запросто ломали стены и любые другие преграды из металла, кирпича, дерева. Опасность этих тварей в том, что внешне они практически ничем не отличаются от живых людей. И только горящие дьявольским огнем глаза, смрадный аромат и землистый цвет кожи способны их выдать. Упыри, как шакалы и гопники, никогда не нападают на группы людей, а вот одиноких путников они с удовольствием убивают, выедают внутренние органы или просто кусают, чтобы пополнить свои ряды новобранцами.
Спасение от упырей найти сложно – ни пули, ни ножи, ни дубины, ни чеснок, ни святая вода, ни даже изображение креста их не берет. Разве только осиновый кол способен при встрече с нечистью сотворить чудо. Но это надо еще как следует изловчиться, чтобы воткнуть орудие в грудь врага. Так что, если вы еще не обзавелись колышком из осины, откажитесь от прогулок под полной луной – в такие ночи упыри становятся особенно активными и голодными. И пусть вы живете не в Сибири и не на Урале, в вашем городе, наверняка, есть кладбище, где сегодня покойных, имеющих все шансы стать упырями, уже не хоронят где-то отдельно и не сжигают в очищающем костре.