Согласно статистике, приведённой в британской газете «Обсервер», каждый десятый землянин больше всего на свете боится пятого дня недели – пятницы.
Психотерапевты даже дали этому явлению научное название – paraskevidekatriaphobics, синдром «параскевидекатриафобии».
Самая известная попытка преодолеть «пятничный» предрассудок принадлежит англичанам. На протяжении столетий он был настолько распространён среди английских моряков, что в XIX веке в Британии специально построили корабль, чью судьбу крепко привязали к пятнице, и не только тем, что дали имя Friday.
В пятый день недели заложили киль корабля и в пятый же день спустили его на воду. В пятницу была набрана команда судна, а капитаном назначен человек по имени Джим Фрай-дэй (Пятница).
Всё это британское адмиралтейство сделало с единственной целью – продемонстрировать нелепость и вздорность прочно укоренившегося среди моряков суеверия о несчастливом дне.
Вполне возможно, что этот дерзкий поступок и возымел бы должное действие, но вот незадача: в пятницу корабль Friday вышел в испытательное плавание и… бесследно исчез вместе с капитаном и всей командой. Как в воду канул. Впрочем, почему «как»? Туда и канул.
Разумеется, адмиралтейство отрицает, что вышеописанное событие имело место в действительности, но какой же уважающий себя моряк будет слушать нелепые отговорки чиновников! Многие поколения британских мореходов верили и верят, что исчезновение пресловутой «Пятницы» — чистая правда. Ибо суеверие сильнее любой, самой безупречной логики.
Никто ещё не смог выдумать столько примет и обрядов, сколько матросы. Перед лицом опасностей и тайн морской пучины человеку не оставалось ничего иного, кроме как уповать на помощь потусторонних сил и искать утешения в хороших предзнаменованиях.
В эпоху паруса считалось, что души погибших моряков вселяются в чаек и буревестников и если одна из этих птиц пролетела над кораблём, значит, быть буре.
На борту корабля, находящегося в открытом океане, ни в коем случае нельзя поминать кроликов и свиней. Но поскольку в рацион команды включена свинина, хрюшек называют «греками» или «джеками».
Именно моряки придумали и внушили остальному человечеству, что такое безобидное занятие, как насвистывание, чревато нешуточными опасностями. В судовых журналах даже современных лайнеров есть записи о суровых взысканиях, которым подвергали свистунов. Свистеть разрешалось только в штиль или когда судно попадало в полосу густого тумана.
От тумана и штилей мореходы избавлялись самым верным, на их взгляд, способом – бросая в воду монетки.
Моряки уже несколько столетий упорно верят, что у знаменитого пирата сэра Фрэнсиса Дрейка, который наряду с Магелланом и Джеймсом Куком входит в тройку величайших мореплавателей мира, был барабан, обладавший некими волшебными свойствами.
Когда в 1596 году Фрэнсис Дрейк умирал на борту корабля близ побережья Панамы, он велел отослать барабан в Плимут и повесить на стену в его доме, а если над Англией нависнет угроза – исполнить на барабане призывную дробь. Немедленно после этого пират восстанет из мёртвых и придёт на помощь родине. Однако с годами эта легенда видоизменилась, и теперь считается, что в случае угрозы Англии барабан начинает отбивать дробь сам.
Общеизвестно, что моряки смертельно боялись христианской символики и христианских священнослужителей. Считалось, что они навлекают на корабль всевозможные невзгоды.
Довольно часто рыбаки предпочитали оставаться на берегу, если по пути в гавань они повстречали священника или монахиню. На Фарерских островах, лежащих между Норвегией и Исландией, китобои вполне серьёзно верят, что охота закончится неудачно, если между их судном и берегом проплывёт лодка, в которой будет сидеть священнослужитель.
Обидчивые куры
Большинство суеверий – не что иное, как пережитки первобытных времён, когда человек поклонялся силам природы в надежде на их помощь в трудной борьбе за выживание.
Взять, к примеру, священное таинство постукивания по дереву. В стародавние времена (а у некоторых народов и сейчас) в стволах деревьев обитали божества — вот вам и объяснение.
Благоговейное отношение древнего человека к огню и железу в наши дни приняло форму другого суеверия. Считается, что удачу принесут уголёк в кармане и подкова на двери дома.
Рассыпанная соль во все обозримые исторические времена сулила беду. А причиной тому -значение соли в жизни людей. Ведь когда-то она была единственным средством предохранения мяса от порчи и стоила очень дорого.
Многие древние народы считали, что жилище не может исполнять своё предназначение и давать приют, если в нём нет добрых духов. Это суеверие живо и поныне. А так как средоточием всей домашней жизни был очаг, то он сам и прилегающее к нему пространство в Западной Европе считались вотчиной домовых и иных сказочных существ, приносящих удачу хозяевам дома.
У англичан испокон века было принято, переезжая в новый дом, разжигать огонь в камине при помощи тлеющих угольев, прихваченных из прежнего жилья. Отсюда пошла традиция устраивать новоселье, которое в англоязычных странах зовётся «согреванием жилища».
В современной кухне, оснащённой по последнему слову техники, с трудом поверишь, что в былые эпохи жизнь кухарке облегчали не миксеры и посудомоечные машины, а всевозможные приметы и суеверия, которые, если свести их воедино, составят увесистый том кухонного фольклора.
Так, обед удастся на славу, только если помешивать варево в горшке, вращая поварёшку в том же направлении, в каком движется по небосводу солнце. Бытовало поверье, что нельзя выбрасывать в очаг яичную скорлупу, иначе куры обидятся и перестанут нестись.
Оказавшиеся на столе скрещенные ножи могли вызвать бурную ссору между домочадцами. А если хлеб не поднимался в печи – значит, в тесто вселился дьявол. Поэтому на буханке вырезали крест, полагая, что это поможет тесту подняться, а дьяволу — убраться прочь. Из-за той же нечистой силы нельзя отрезать от хлеба сразу обе горбушки.
Обеденному столу тоже придавалось некое мистическое значение.
Считалось, если оставить на нём белую скатерть до утра, то вскоре придётся заказывать саван для одного из членов семьи. И уж совсем недопустимо было усаживать за трапезу тринадцать человек разом.
Эта примета пришла из Скандинавии. На пиршество, в котором участвовали двенадцать богов, явился тринадцатый – бог ссор и драк Локи. Он «полез в бутылку» (хотя бутылок в те времена ещё не было!), и дело кончилось потасовкой, стоившей жизни любимцу богов Бальдеру.
Собственность князя Урусова
В большинстве своём суеверия интернациональны, но есть и такие, область действия которых ограничена одной или несколькими странами. В Нидерландах, например, считается, что встреча с рыжеволосым мужчиной – не к добру, хотя в других местах рыжие приносят удачу.
В Шотландии не рекомендуется опираться спиной о кромку распахнутой двери или бросать в огонь овощи. Также ни один шотландец не опустит в почтовый ящик любовное письмо, если на календаре Рождество, и не внесёт в дом лопату, если не хочет в ближайшее время похоронить кого-то из родных.
На храмах Мальты по традиции устанавливают не меньше двух часов, которые должны показывать разное время. Считается, что эта уловка может сбить с толку дьявола и в итоге он не успеет к началу богослужения.
Исландцы никогда не стреляют в морских птиц, летящих за рыболовным судном, а беременная исландская женщина ни за что не станет пить из треснувшей чашки, чтобы у ребёнка не было «заячьей губы».
Если китайцу приходится выметать из дома сор, он делает это крайне неохотно и лишь тог-
да, когда, как говорится, некуда деться, потому что вместе с мусором из дома выметается достаток. Тем более ни один из миллиарда с четвертью жителей Поднебесной не возьмётся за веник или метлу в день празднования китайского Нового года.
Нигерийцы свято верят, что если ударить мужчину метлой, он непременно утратит свою мужскую силу. Спастись можно только одним способом – схватить ту же метлу и дать сдачи в семикратном размере.
Евреи считают недопустимым любоваться спящим ребёнком (во сне человек похож на мёртвого) и не показывают грудным младенцам их отражение в зеркале, пока у малышей не прорежутся первые зубки.
Цыгане не пьют из ручья, если его переступила женщина. Кроме того, они в обязательном порядке предают огню все кибитки, хозяин которых приказал долго жить.
Жители Страны восходящего солнца с большой опаской относятся почти ко всем кошкам, поскольку те приносят несчастье. Правда, некоторые японцы в последнее время стали допускать, что в кошачьем племени иногда попадаются и безвредные особи.
Разумеется, легче всего просто отмахнуться от суеверия и объявить его вздором, но, как ни странно, это мало кому удаётся.
Кто из нас не испытывал неприятное и тревожное чувство, которое закрадывается в душу, если вдруг случается нечаянно разбить зеркало, и хотя бы раз в жизни не пытался обезвредить ту или иную дурную примету.
Об этом у народной молвы есть своя легенда. Князь Урусов, женившись на юной красавице, отправился в медовый месяц к морю. Во время прогулки по набережной с пальца его молодой супруги соскользнуло в воду обручальное кольцо.
Плохая примета! Но находчивый вельможа не испугался. Не постояв за ценой, он скупил всю недвижимость по берегам моря. Теперь и море и всё, что лежало на его дне, принадлежало князю, а следовательно, обручальное кольцо жены не считалось потерянным.