Что могут рассказать о древних суевериях могилы вампиров

27.11.2013

В 1846 году в Коннектикуте, в городе Грисуолд умер от туберкулеза некто Хорейс Рей. В течение следующих шести лет от той же болезни умерли двое его взрослых сыновей. А когда еще два года спустя заболел третий сын, друзья и родственники семьи Рей пришли к выводу, что умершие питаются жизнью живых, таким образом их убивая. Чтобы уберечь оставшегося сына от печальной участи, родственники выкопали и сожгли останки предполагаемых вампиров.

Подобные истории случались неоднократно. Например, в 1874 году Уильям Роуз в Род-Айленде раскопал могилу собственной дочери, чтобы сжечь ее сердце.

Практика выкапывания и сжигания тел, наряду с другими попытками усмирить мешающих спокойно жить покойников, имела широкое распространение во многих западных странах вплоть до начала 20 века. Многие люди были уверены, что таким образом смогут помешать мертвым высасывать из живых жизнь.

Сегодня художественными средствами вампиров представляют в виде кровососущих утонченных аристократов в плащах или же сексапильных подростков с бледной кожей и черными глазами. Однако на протяжении веков в большинстве стран, начиная от древних греков и населения средневековой Европы и до американских поселенцев еще в 19 веке, вампирами считали умерших, но не успокоившихся злодеев, или же пострадавшими от смертельных болезней, умерших в мучениях людей, которые с того света высасывают жизненные силы из своих жертв.

Чтобы защитить себя от этой нечисти, родственники, оставшиеся в живых, пытались физически удержать покойников в могилах, создавая преграды на их пути.

В 2012 году болгарские археологи обнаружили два скелета, из грудных клеток которых торчали металлические прутья – по всей видимости, этих людей подозревали в том, что они совершали злодеяния после смерти. И это не стало для археологов чем-то новым. В Болгарии подобных могил на сегодняшний день обнаружено больше сотни.

В Польше этим летом археологи нашли могилы. У захороненных в них были отрублены головы и положены в ногах. Исследователи полагают, что таким образом погребавшие рассчитывали задержать восстание из могил вероятных вампиров.

Одно из объяснений живучести мифов о вампирах заключается в непониманием людей того, что с человеком происходит после смерти. В Новой Англии в 19 веке разразилась эпидемия туберкулеза. Люди видели, что родственники умерших от этой болезни также слабели, хирели и, в конце концов, вслед за своими близкими отправлялись на кладбище. О бактериальных инфекциях и других эпидемиях тогда ничего не было известно, рациональных объяснений не было, и люди прибегали к объяснениям иррациональным.

Шотландская писательница Эмили Жерар стала первой собирательницей мифов, которые послужили началом практик “вампирских захоронений”. В 1885 году в статье под названием “Трансильванские предрассудки” она писала:

“Беспокойные духи, которых жители называют “стригоями”, вовсе не злобные. Но их появление ничего хорошего не сулит и может стать предвестником большого несчастья или тяжелого недуга. “Вампиры” или “носферату” – совсем другое дело. Их определенно считают служителями зла. Каждый венгерский крестьянин в их существование верил так же твердо, как в рай и ад”.

А уже вышедший в свет в 1897 году роман Брэма Стокера “Дракула”, который, кстати, был частично основан на материалах, собранных Эмили Жерар, и его последующая экранизация в 1931 году, закрепили в умах миллионов образ вампира таким, который нам известен сегодня.

Что могут рассказать о древних суевериях могилы вампиров