Христианский консерватизм

09.06.2012

Христианство, как мировая религия формировалось в условиях гонений на его носителей, то есть являлось участником борьбы за свое господство. В этом смысле оно трансформировалось из стройного философского учения, посвященного обустройству мира и общества в идеологию, превращенную в инструмент политической борьбы. То есть в процессе превращения из учения, гонимого государственной машиной, в систему догм и взглядов, являющихся частью государственной системы, оно само себя выхолащивало, избавляясь от всякого инакомыслия, способного навредить устоям все того же государства.

В раннем христианстве не существовало столь жесткого догматизма в отношении многих фундаментальных понятий, включающих в себя триединого бога или существования души после смерти тела. Древнеримские представления о смерти и о жизни после смерти имели прагматичный характер, основанный на простой логике событий: человек умер, но не исчез, поскольку остается в памяти знавших его. Христианство в ранней своей форме также не настаивало на загробной жизни, давая надежду на воскрешение умерших только после второго пришествия, и это понимание дошло до нас в виде некоторых глав, оставшихся в канонической Библии после ее редактирования папскими нунциями. Но такая конечность бытия не могла удовлетворить тех, кто пытался заменить христианством верования древних римлян.

Для завоевания душ своих приверженцев необходимо было предложить нечто такое, что позволяло бы надеяться на возможное более счастливое существование после смерти, если жизнь была слишком тяжелой и безрадостной. Логика такой подмены проста и незатейлива: если с того света еще никто не возвращался, то представить его существование можно в любом нужном для канонической церкви виде, не опасаясь никаких разоблачений со стороны невозможных свидетелей. Нужна была горькая пилюля в красочной обертке: смерть неизбежна и страшна, но загробная жизнь прекрасна и лишена всех недостатков земного существования. Но простой подменой понятий (правильно сказать, враньем) дело конечно не закончилось. Как и всякий гонимый, выбившись из грязи в князи, христианство, приобретя статус государственной религии, стало еще более жестоко расправляться со своими недавними гонителями, и так преуспело в этом занятии, что сделало его частью своего существования. Вплоть до сегодняшнего дня ортодоксы от христианства готовы огнем и мечем карать еретиков, позволивших себе усомниться в догматах канонической церкви, и проповедующих свое понимание христианской религии в рамках различных сект. И православная, и католическая церковь при помощи покровительства государства, присвоили себе право на владение истины в последней инстанции, требуя уничтожения всякого инакомыслия, правда, сегодня уже без помощи инквизиции, удовлетворяясь тюрьмами и запретами на инакомыслие. Фактически, христианство на сегодня преобразовалось из религии в консервативную идеологию.