Захватывающие истории Жюль Верна описывают удивительный мир будущего так, словно он там побывал или пришел из того времени. Его уникальная пророческая мысль помогла ему создать устройства, которые в наше время являются частью привычных технологий. Подводная лодка и ракета на Луну, метро и даже Интернет появилось в историях Верна задолго до своего создания в реальности.
В 1863 году Жюль Верн описал жизнь молодого человека в «Париже двадцатого века». Там возвышаются стеклянные небоскребы, мчатся скоростные поезда, работают калькуляторы и существует «глобальная коммуникационная сеть». Опережающий своё время роман имел пессимистический характер, и Пьер Жюль-Хетцель, редактор его сочинений воздержался издавать книгу. Однако рукопись была найдена его правнуком в 1989 году, и вышла к читателю в 1994 году.
Жюль Верн (1828-1905), мастер в литературном жанре научной фантастики, первым превратил учёного-исследователя в героя своих сюжетов. За время своего творчества он написал сотню книг, которые стали отражением географических открытий, достижений и технологических новшеств своего времени.
В 1863 году к читателю пришла книга «Париж в двадцатом веке», рассказавшая историю человека, живущего в городе с бензиновыми автомобилями, скоростными поездами и стеклянными небоскребами. В этом романе Верн предвосхитил появление глобальной связи, соединившей континенты для обмена информацией.
Возможно, лучшим творением Верна предстаёт подводная лодка Наутилус, которую он построил в «Двадцати тысячах лье под водой». Уникальная машина очаровала испанского моряка Исаака Перала. Спустя всего восемнадцать лет после публикации удивительных морских путешествий появление первой электрической подводной лодки становится реальностью.
Восхитительно выглядит подземный мир в «Путешествии к центру Земли» (1864), где Жюль Верн представил океан внутри нашей планеты. Пусть и не в виде жидкой воды, как это было визуализировано французским писателем, вода действительно может быть «захвачена» минералами земной коры. Это может быть в так называемой переходной зоне между верхней и нижней мантией, на глубинах от 410 до 660 километров.
Открытие Верна было подтверждено в 2014 году, когда исследователи из Университета Альберта (Канада) определили образец «рингвудита» в алмазе, найденном в Бразилии. Алмаз, обнаруженный в русле реки, был «вытолкнут» на поверхность Земли вулканической породой «кимберлит», самой глубокой из всех вулканических пород. Считается, что рингвудит находится в больших количествах при высоких давлениях в переходной зоне между верхней и нижней мантией.
В романе «Путешествие к центру Земли» мы видим существование большого судоходного внутреннего океана. И правда, упомянутые минералы имеют высокое содержание воды. В частности, в найденной пробе вода составляет 1,5% от ее веса. Да и результаты исследования показывают, что в глубине содержится большое количество воды.
Ведущий автор исследования, Грэм Пирсон, сказал: «… конкретная область на Земле, переходная зона, может иметь столько же воды, сколько все мировые океаны вместе взятые». Это гораздо больше, чем простое совпадения в идеях Верна.
Полет на Луну и обратно
В любом случае, самые удивительные ожидания Верна восходят к другим местам, космическим океанам. Например, в первом экспериментальном путешествии романа «С Земли на Луну» (1865) присутствуют экипажи животных. И действительно, первым живым существом вышедшем в космос была собака Лайка. Жюль Верн вообще не видел будущее человечества в замкнутом пространстве земного шара.
«Человек пойдет на Луну, он пойдет на планеты, он пойдет на звезды. Расстояние — не более чем относительное слово, и оно неизбежно будет сведено к нулю», — вот как видел будущее Жюль Верн.
Есть и другие предвосхищения событий: корабль Верна, прибывший на Луну, назывался «Колумбия». Он был сделан из алюминия и нес экипаж из трех человек. Американский модуль Apollo XI (1969) назывался «Колумбия» и также доставил трех астронавтов на Луну.
Оба корабля были коническими и имели размеры 3,65 метра; Аполлон XI весил 5,621 килограмм, в то время как аппарат Верна весил 5,345 килограмма. Оптимальный стартовый район также был «назначен» фантастом-футурологом. – надо сказать, что многие вернийцы не сомневаются, Жюль Верн пришел из будущего. И в самом деле, его работы сегодня воспринимаются так, будто он как минимум побывал в будущем.
В девятнадцатом веке ожидалось, что запуск космического корабля будет осуществлен в двух великих державах — Франции и Англии. Однако французский писатель предпочел отправить на Луну американский корабль. Кроме того, он решил запустить корабль в Кейптауне, примерно в ста километрах от мыса Канаверал (Флорида), место, которое НАСА выбрало для своей миссии.
Выбор не был случайным. Верн подсчитал, что для запуска ракеты в космос необходимо учитывать вращение Земли, скорость выхода и собственную начальную скорость. Чем ближе к земному экватору, тем меньше энергии потребуется, и, следовательно, расходы на запуск будут меньше.
Стартовая площадка Кейптаун, как и Кейп-Канаверал, расположены к югу от Соединенных Штатов. В этом учтен и случай крушения корабля. Если проект пойдет плохо, то тонны железа и топлива упадут на берег и подвергнут опасности жизнь людей. Но при запуске с береговой точки останки рухнут в океан, не создавая не нужных рисков.
Верн успешно рассчитал и необходимую скорость, чтобы ракета смогла преодолеть земную силу тяжести и вырваться в космос. Она должна была составлять примерно одиннадцать километров в секунду, что является довольно верным расчетом. Скорость, достигнутая Аполлоном XI, составляла 40 000 километров в час, что немного выше, чем у французского фантаста — 38 720 км/час.
Время путешествия до посадки на Луну мы также находим верным. Герои-исследователи летели 83 часа, а в случае американского корабля 97 часов.
И что любопытно, в обоих случаях высадка произошла в море Спокойствия. Когда астронавты Верна прибыли на Луну, они не нашли селенитов, как это представлял Эдгар Аллан По. Американские астронавты также никого не повстречали.
Наконец, посадка капсулы по возвращении на Землю Аполлона XI произошла в Тихом океане, всего в четырех километрах от места указанного автором романа. Неужели истории Верна простое совпадение? Не слишком ли много совпадений для одного автора? В заключение, можно напомнить один из принципов Жюля Верна: Все, что человек может вообразить, другие могут воплотить в жизнь.
Источник: http://www.ufostation.net/