Тайны лесной чащи…

30.10.2016

Лес

Издавна человека привлекают таинственные явления и события, причин которых он не в силах объяснить. Чаще всего они происходят в так называемых аномальных зонах, которых немало на планете Земля. Одним из них является лес Аокигахара, расположенный в Японии. Он носит несколько устрашающих названий: дзюкай (лес самоубийц), деревянное море, лес смерти.

Лесная чаща, словно магнит, притягивает людей, решивших свести счеты с жизнью. Японцам известно множество легенд и мифов, связанных с этим жутковатым местом.

Лес Аокигахара располагается у подножия горы Фудзи. Во время одного из извержений вулкана северный склон избежал потока лавы. По прошествии многих лет там появился густой лес хвойных деревьев. Почва, на которой он вырос, представляет собой очень твердую вулканическую породу. Лес расположен в низине, и его заросли настолько густы, что, попадая туда, человек как будто окунается в абсолютную тишину, которая, по словам очевидцев, сначала вызывает чувство умиротворения, а затем навевает тревожные, и даже навязчивые мысли. Сознание путника не может избавиться от ощущения того, что кто-то невидимый следует за ним по пятам.

В Аокигахаре легко заблудиться, так как в этом месте под землей расположены залежи железной руды, выводящие из строя стрелку компаса, а сотовой связи препятствует массив Фудзиямы. В лесу не встречаются животные, зато по всей его территории расположено множество горных обвалов и неисследованных пещер.

Несмотря на то, что лес является национальным парком и в его окрестностях постоянно проводят экскурсии, для путешественника-одиночки это место считается смертельно опасным. По легенде, заросли полны привидений, именуемых в Японии юрэй. Находясь в подавленном состоянии и будучи подвержен мыслям о суициде, человек порождает отрицательную психо-энергетику, которой и питаются призраки. Затягивая бедолагу в глубину чащи, они способны изменить сознание настолько, что мысль о самоубийстве становится для него реальностью.

Каждому, кто бывал в Аокигахаре, бросалось в глаза, что деревья там растут плотной стеной. Существует поверье о том, что, вглядываясь в кору дерева, можно рассмотреть на ней лик умершего человека, душа которого неприкаянно бродит в лесной гуще. А таких душ здесь немало, ведь этот лес – излюбленное место самоубийц.

При входе в него туристы могут увидеть табличку, надпись на которой гласит, что жизнь – это главная ценность человека, подарок его родителей, и не стоит торопиться с ней расстаться. В лесу есть тропинка, ходить по которой позволено только специалистам в области изучения этой аномальной зоны. Вся территория Аокигахары помечена привязанными к деревьям цветными лентами, чтобы заблудившимся легче было найти путь обратно. С середины двадцатого века власти стали организовывать поисковые группы для спасения заплутавших. Но довольно часто поисковики вместо живых людей находят трупы самоубийц: цифра подобных находок колеблется от пятидесяти до ста в год. В большинстве своем это повесившиеся на деревьях или отравившиеся бедняги, личные вещи которых разбросаны вокруг.

Лесорубы также часто находят умерших и относят их в определенное место. Среди японцев бытует легенда о том, что в тело самоубийцы вселяется дух «юрэй», и труп вопит по ночам, блуждая в поисках живых. По мнению специалистов-психологов, существует несколько возможных причин которые могут служить причинами к совершению ритуала самоубийства.

* * *

В традиционной культуре Страны восходящего солнца отношение к самоубийству всегда было несколько иным, чем в европейской. Оно не только не считалось грехом или актом отчаяния, но напротив, в некоторых случаях было долгом чести: недаром в средние века здесь был распространен обычай харакири. Следы подобного отношения к этому акту сохранились до наших дней. Японский писатель С. Мацумото в середине двадцатого века написал книгу «Черное море деревьев» о самоубийстве двух влюбленных, в которой романтизировал акт суицида. Еще один японский автор, В. Цуруми, издал бестселлер под названием «Полное руководство по самоубийству», вышедший в 1993 году. Эту книгу находили рядом со многими из умерших в лесу Аокигахара. В ней он представляется идеальным место для сведения счетов с жизнью.

Обычай самоубийства существовал не только у самураев. В среде простонародья он появился в тяжелые времена средневековья: семьи бедняков избавлялись от стариков и новорожденных, которых не в силах были прокормить, оставляя несчастных умирать в лесу или в горах. Этой теме посвящено множество образцов японской кинематографии, самый известный из которых – фильм «Легенда о Нараяме».

В современных условиях развитого капитализма человек вынужден постоянно бороться за «место под солнцем». Порой такая борьба принимает весьма жесткую, а то и жестокую форму, и выдержать ее способны далеко не все. Впадая в отчаяние от крушения жизненных планов, человек подталкивается обществом к мысли о собственной ненужности, откуда до самоубийства рукой подать.

* * *

Но не все погибшие в лесу Аокигахара умирают по своей воле. Зачастую, попав в него, люди теряют ориентацию и гибнут от истощения, не находя обратной дороги. Некоторые из них становятся пленниками лесных пещер и горных обвалов.

В наши дни большинство людей в Японии твердо убеждены, что если у окружающих есть шанс предотвратить хотя бы одно самоубийство и спасти чью-то жизнь, его надо использовать. Для этого японским обществом принимается ряд мер:

    • у входа в лес устанавливаются таблички с призывом к отчаявшимся людям успокоиться и одуматься, и номером телефона для оказания психологической помощи;
    • повсюду находятся камеры видеонаблюдения; изображение с которых передается специалистам службы спасения, несущим дежурство поблизости;
    • магазинам округи запрещено продавать средства, которые могут использоваться для самоубийства: веревки, опасные бритвы, определенные виды лекарств;
    • организовано регулярное патрулирование местности командами добровольцев с целью обнаружения людей, собирающихся совершить роковой шаг;
  • проводится пропаганда психологической помощи через средства массовой информации.

Ввиду всего вышесказанного, человеку следует помнить о том, что жизненные обстоятельства всегда могут измениться, причем совсем не обязательно к худшему. Поэтому не стоит из-за несбывшихся планов, материального краха или кажущегося предательства близких торопиться шагнуть в небытие. Великий русский поэт Владимир Маяковский прав на все времена: жизнь прекрасна и удивительна!