Легенды об амазонках существуют во всем мире, правда, в разных местах этих отважных воительниц именуют по-разному. До нас дошли письменные свидетельства о жизни женщин амазонок – как отголосок древнейших времен, когда женщины правили миром.
Северные амазонки
Принято считать, что местом пребывания европейских амазонок был север Европы, в том числе прибалтийские земли. Первым автором, который сообщил о них в своих путевых заметках (965г.), был Ибрахим ибн Якуб, арабский путешественник еврейского происхождения. Он пишет: по соседству с руссами есть город женщин, владеющих рабами и землями. Эти женщины зачинают детей от собственных рабов, и если рожают сыновей, то убивают их. Они отличаются храбростью, скачут верхом на лошадях и ведут войны.
Знаменитый арабский путешественник и географ Мухаммад аль-Идриси (первая половина ХII века) рассказывал о двух «островах амазонок» в Северном океане, а Адам Бременский, северогерманский историк, географ и хронист, описывая в ХI веке европейский север, говорит: на восточном берегу Балтийского моря живут амазонки, отчего эта земля называется «землей женщин». Амазонки избегают общаться с мужчинами, а если те появляются, то храбро прогоняют их…
В старинной норвежской хронике также повествуется о «земле девушек», находящейся на диком, туманном побережье Белого моря. Хронике вторит старинная русская книга Азбуквин, где говорится об амазонках из Мурских стран. Ученые считают, что под «мурскими странами» следует подразумевать мурманские земли, находящиеся на Кольском полуострове.
Славянские амазонки
У славян, живших по соседству с карелами, тоже есть сказания об амазонках. В них эти женщины-воины именуются поляницами. По умению сражаться и своей удали поляницы не уступали мужчинам-богатырям, а иногда и превосходили их, отчего те предпочитали не связываться со столь воинственными дамами. Впрочем, хорошо известный нам Добрыня Никитич сумел-таки жениться на полянице Настасье Микулишне, которая приходилась дочерью богатырю-пахарю Микуле Селяниновичу.
В русских летописях также сообщается о храбрых воительницах, которые помогали мужчинам оборонять города от татаро-монголов, крестоносцев, литовцев и поляков. При этом они не только подносили воинам стрелы либо поливали врагов горячей смолой и кипятком, но и сражались с оружием в руках.
Также известно, что в 1641г., во время обороны от турок Азова донскими, запорожскими казаками, в сражениях принимали участие казачки-наездницы. Прекрасно стрелявшие из луков, они наносили врагам значительный, даже по скромным оценкам, урон. Впрочем, казачкам не привыкать было воевать всерьез…
О доблести славянских женщин свидетельствуют и византийские рукописи. Летописцы повествуют, что во время войны с греками князя Святослава, после жестокой битвы, греки принялись раздевать убитых врагов и нашли много женских трупов…
Величие и мудрость амазонок
В одной из своих книг известный русский историк Иван Забелин пишет: в те времена мудрость и мужество являли собой не только положительные свойства ума и характера, но также вещую силу, которая приближала людей к богам. Согласно языческому идеалу, женская личность – это мифическое существо, обладающее даром пророчества, чарований и гаданий. Ей подвластны тайны естества, не случайно в руках ее хранится колдовство, врачевание, заклинания и заговоры. Она близка мифическим силам и может пользоваться добром и злом этих сил…
…В наше время исторические свидетельства об амазонках привлекают особое внимание специалистов. Разумеется, изучение этой темы значительно обогатит наши представления о прошлом, в том числе об истории народов, которые проживали некогда на территории нынешней России…