Родился 31 августа 1946 года в городе Витебск.
В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику.
В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга.
После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии.
Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».
В 1974 году репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.
В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался таковым в течение 12 лет до его кончины.
В 1991 году после смерти рава Баруха Ашлага вместе с группой бывших учеников рава занимается каббалой самостоятельно.
В 1994 году основал группу Бней Барух.
В 1996 году создал сайт о Каббале
В 2000 году этот сайт был отмечен Энциклопедией Британника, как один из крупнейших сайтов Интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по Каббале.
Основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI — Ashlag Research Institute).
Член Всемирного Совета Мудрецов.
Кандидат философских наук.
Аттестат профессора онтологии и теории познания выдала общественная организация.
Живёт в Израиле.
Женат, трое детей.
Михаэль Семёнович, Ваша причина прихода к Каббале (Вам тогда уже было 33 года) – желание раскрыть источник жизни. Удалось раскрыть? В чём он заключается?
Удалось. Источник жизни – это Творец, свойство отдачи и любви, охватывающее и объединяющее все мироздание.
Цитирую Вас: «Что же останется, если отнять у меня Каббалу? Просто остаться в этой жизни? Тогда нужен наркотик, чтобы продолжать существовать. Или порезать вены и тихонечко уснуть». Получается, Каббала своего рода наркотик, призванный заполнять пустоту?
Нет, конечно. Каббала – это существование, наполненное смыслом, понимание цели всего происходящего, согласие с этой целью и соучастие в ее достижении. Наркотик такого дать не может, это лишь суррогат, позволяющий временно убежать от вопроса, – зачем же я вообще живу.
Сколько на сегодня в мире людей, изучающих Каббалу? Кого больше мужчин или женщин?
На сегодняшний день в мире более двух миллионов, изучающих Каббалу. Женщин чуть больше, чем мужчин – около 60%. Почему это так? Женщин вообще в мире больше, а кроме того, современный мир женщин не наполняет, они не получают того, чего требует их природа. Женщине требуется стабильность – муж, семья, дети, а современные мужчины перестали брать на себя такую ответственность. Поэтому женщины в той или иной степени испытывают разочарование, опустошенность и неуверенность. Всё это толкает их к поиску смысла жизни. Как следствие, мы видим, что к Каббале приходит больше женщин, чем мужчин.
Почему мужчины в отличие от женщин чаще заполняют внутреннюю опустошенность алкоголем?
Прежде всего, так сложилось, что мужчины традиционно употребляют при общении между собой алкоголь. Это не просто так. Мужчине от природы присуща связь с другими мужчинами, отсюда всякие клубы джентльменов и деревенские посиделки в корчме. Алкоголь помогает отдалиться от своего эгоизма, способствует общению. Поэтому мужчина «открыт» действию алкоголя, и бывает, что им начинает злоупотреблять. Женщина меньше тянется к соединению с другими женщинами, она обособлена, сама по себе, ее пристанище – семья, а не клуб, поэтому нет нужды в алкоголе.
Как Каббала объясняет причину сегодняшней тенденции: женщины более маскулинны, а мужчины – феминны?
Поскольку мужчины не столь связаны с природой, как женщины, они меньше чувствуют лежащие на них обязанности. Современные технологии избавили мужчин от необходимости тяжелым трудом добывать пропитание. Открыли перед ними различные удовольствия, не связанные с семьей, и мужчины стали терять «мужские» качества. А оставшиеся без мужской поддержки женщины вынуждены брать мужские функции на себя, и в результате становятся менее женственными.
Отношение каббалистов к операциям по изменению пола?
Каббала не занимается телом, она занимается душой. Все отклонения, которые мы видим вокруг себя, являются результатом разбиения и смешения душ. В каждой душе есть мужское и женское начала, а их смешение привело к таким соединениям, когда мужские и женские желания, перемешиваясь, заняли частично место друг друга. У этого есть одно лекарство – раскрыть Творца, Высший Свет. Он вылечит все наши болезни, избавит от страданий, наполнит гармонией.
Почему Каббалу называют «Камасутрой без картинок»?
Взаимодействие души и света в Каббале называется словом “зивуг” (соитие, совокупление). Это соединение двух частей творения: мужской и женской, которое дает самое огромное из существующих наслаждений – наполнение души светом. Следствием этого духовного слияния в материальном мире является секс. Каббала изучает и описывает взаимодействие души и света, но использует при этом особый язык – язык корней и ветвей, когда духовное действие-корень обозначается материальным следствием-ветвью. Поэтому каббалистические книги содержат яркие эротические образы, хотя говорят они вовсе не об эротике, а о внутренней работе человека.
Для мужчины секс – больше физиология, для женщины – связь. Существуют ли духовные корни этого явления?
Духовный корень мужчины – дающая сила, Творец. Поэтому мужчина по своей природе самодостаточен, он в связи с женщиной ищет простое наполнение желания. Духовный корень женщины – Творение, свойство получения, зависящая от Дающего, Творца. Поэтому женщина по своей природе зависит от мужчины, нуждается в чувстве принадлежности (это – мое, мой муж, моя семья). Отсюда и связь, которую она ищет в отношениях с мужчиной.
Каково настоящее проявления любви по Каббале?
Любовь – это отдача, наслаждение тем, что наслаждаю того, кого люблю, без расчетов, что же я от этого получу. Полюбить кого-то – означает ощущать его мысли и желания, как свои, присоединить его желания к своим и сделать его желания важнее своих личных.
По данным социологических исследований – счастье зависит от уровня притязаний личности. А что говорится в Каббале о счастье и о способах быть счастливым?
Согласно Каббале, материя, из которой мы сделаны, это наши желания. Ощущение их наполнения или пустоты формирует отношение к действительности, ощущение счастья или несчастья. Но желание так устроено, что стоит ему наполниться, как наслаждение сразу падает, исчезает. В результате мы все время куда-то и зачем-то бежим. Каббала предлагает особый рецепт – наполняться не от получения, а от отдачи, от любви к тому, кого наполняешь. Такое наслаждение будет постоянным и совершенным, и в нем – рецепт личного счастья.
Как Каббала учит относиться к трудностям, преградам на пути?
Как к трамплину – чем он выше, тем выше прыжок вверх. Все трудности и препятствия посылаются для того, чтобы мы поднялись над ними, поэтому препятствиям надо радоваться, как радуется хороший специалист заказу на работу, видит в нем возможность проявить себя. Духовный путь очень не прост и состоит из подъемов и падений. Это не гладкая, асфальтированная дорога, а сплошные ухабы. Пока сдвинешься вперед, будешь долго прыгать на месте и натыкаться на всевозможные проблемы и препятствия. На каждом шагу возникают какие-то осложнения и неполадки – то колеса спустили, двигатель каждый раз не заводится, бензин все время кончается, а водитель засыпает за рулем и т.д. и т.п. Но что делать, таков путь. Или вдруг твой осёл (твой эгоистический материал, на иврите осёл – хамор, от слова хомэр – материя) встает посреди пути и не дает твоей машине проехать. Тебе надо сдвинуть его с дороги, а попробуй сдвинуть осла. Ты его бьешь – он не двигается, приманиваешь морковкой – не идет, ему нужна приманка посерьезнее. Пока не взвалишь своего осла на себя и не уберешь с пути, до тех пор не продвинешься вперед. Или, как советуют каббалисты, дай ему в зубы! И так все время возникают все новые проблемы, пока поперек пути не упадет древо жизни… Тогда тебе уже придется съехать с шоссе и объезжать это дерево. А потом облако опустится на дорогу, и что делать – сплошной туман, ничего не видно куда ехать, не то есть впереди путь, не то нет… Это очень трудная, особая, избранная работа – работа для человека, для того, кто действительно хочет быть человеком! Избранный путь для избранных людей!
В Каббале сказано: «Страдания даются не за прошлое, а за будущее». Объясните, пожалуйста.
Страдания – это ощущение ненаполненности наших желаний, это ощущение разницы между нашим теперешним неисправленным состоянием и тем состоянием, в котором мы должны быть.
Для чего Бог присылает нам страдания? Без них нельзя?
Страдания посылают нам для того, чтобы указать, над чем надо работать. Без страданий нельзя, ведь без ощущения незаполеннного желания не будет и ощущения наполнения. Но если человек сам устремляется к цели Творения, то его страдания превращаются в «страдания любви», которые приходят вместе с ожидаемым наполнением и потому не воспринимаются, как наши обычные страдания. Если же мы не начинаем действовать сами, тогда страдания подгоняют нас пинком под зад.
Что каббалист вкладывает в понятие Бог?
Бога, как личности, существующей вне человека, нет! В Каббале есть понятие «Творец» – это сила отдачи и любви, свойство “добрый, творящий добро”, не кто-то добрый, а само свойство доброты. Это свойство неизменно, оно пронизывает все мироздание, а человек раскрывает его по мере подобия ему. Иными словами, раскрывает Творца в себе.
Для чего тогда придуманы религии?
Религии возникли, как попытка человека осознать свое место в мироздании в условиях скрытия Творца. Они взяли у Каббалы призывы к любви и отдаче, но пропустили их через призму природного эгоизма и, в результате, привели лишь к разобщению людей. Сейчас пришло время раскрытия Творца, подъема в духовное уже не отдельными личностями, а всем человечеством. Соответственно, и содержание религий изменится. Мы поднимемся над религиями в свойстве отдачи и любви, а религиозные институты останутся, как хранители народных традиций и культуры.
Правильное ли отношение цивилизованных людей к рождению и смерти? Ведь есть племена, в которых принято плакать, когда человек рождается и радоваться, когда умирает.
Прежде всего, не надо себя считать цивилизованным, а кого-то – диким. Культура каждого народа, каждого племени – уникальна и необходима для общей гармонии. Величайший каббалист нашего времени Бааль Сулам пишет, что так называемые «цивилизованные» народы совершили огромное преступление, уничтожив культуру народов, более слабых в техническом отношении. Правильное отношение к рождению и смерти неразрывно связано с вопросом: «Для чего мы живем». Если мы осознаем, что цель нашего существования – прийти к слиянию с Творцом, а все происходящее – цепочка состояний на пути к этой цели, то поймем, что смерть является необходимым состоянием для исправления души. Происходит обновление свойств, что влечет за собой обновление тела. А рождение – и есть проявление этого обновления. Все, что происходит с нами, в том числе, рождение и смерть, является необходимым для нашего исправления.
А почему роды – столь болезненный процесс?
Роды – это особое взаимодействие матери и ребенка, их совместная работа, когда плод завершил свое развитие внутри матери, и теперь его необходимо вытолкнуть наружу. Именно то, что плод проходит через узкий проход, прикладывает усилия, и дает ему особые силы для дальнейшего существования. Поэтому процесс родов такой сложный и болезненный, но все его этапы очень важны. Естественные роды предпочтительней кесарева сечения или эпидуральной анестезии. Бывают случаи, когда без этого не обойтись, но тогда потом ребенку необходимо в процессе воспитания скомпенсировать то, что он недополучил. Постепенно мы придем к этому пониманию.
Вы говорите, что в Каббале все плохие качества считаются хорошими: чем хуже – тем лучше. Это такой еврейский юмор?
Наши качества не бывают плохими или хорошими. Плохим или хорошим может быть только их использование – во вред или на благо ближнему. Если на благо, то чем сильнее проявление того или иного качества в человеке, тем большее благо он может принести.
Эгоизм по Каббале это хорошее качество?
Эгоизм – это отношение к ближнему, как к объекту использования, извлечение пользы для самого себя. И напротив, если моей внутренней мотивацией является благо ближнего, то такое отношение называется альтруизмом. Отношение к ближнему – единственное, что надо исправить, чтобы привести наше общество к гармонии и совершенству. И тогда окажется, что все наши качества хорошие и полезные.
А жадность?
Жадность – это свойство дорожить важным. Надо только правильно установить шкалу ценностей – что держать при себе. Если человек жаден к истине, дорожит ей – это прекрасно.
Мы научились сострадать, а вот сорадоваться не всегда получается. Можно ли назвать зависть положительным чувством?
Сострадать мы тоже не умеем. Мы не жалеем ближнего, мы отождествляем себя с ним и жалеем себя. Просто чужие желания мы можем на себя примерить, а вот наполнения – нет, поэтому сорадоваться не получается. Зависть – это ощущение другого выше себя. Благодаря зависти человек поднимается, растет. Надо только завидовать хорошим, «большим» людям.
Как Каббала объясняет сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении?
Человек представляет собой совокупность желаний. «Набор» желаний у всех одинаков, но в каждом они присутствуют в том или ином сочетании, что определяет человеческую индивидуальность. Для нормального функционирования личности все эти желания должны быть уравновешены. Нарушение такого равновесия приводит к отклонению от нормы, что может проявляться либо, как гениальность, либо, как душевная болезнь.
Предсказания о конце света: верить или не верить?
Все предсказания подобного рода несостоятельны, они не учитывают свободный выбор человека, а именно он является определяющим. Мироздание представляет собой единую систему, и человек находится на ее вершине. Поэтому именно от него зависит то, что будет происходить с системой в целом. Если мы осознаем свою взаимосвязанность и взаимозависимость, перестроим отношение друг к другу, то никаких глобальных катастроф не будет.