…В перуанском посёлке, протянувшемся вдоль берега высокогорного озера Титикака, поручик полиции Альфредо Гонсалес выглянул в окно своего кабинета и убедился, что дождь так и не перестал. Сегодня, 17 февраля 1986 года, минул месяц, как он льёт почти беспрерывно. А вода в озере поднялась настолько, что оно вышло из берегов, и устремившиеся вниз по горным склонам потоки заливают и крушат дома, уничтожают плодородные поля. Этот сильнейший паводок уже лишил многих крестьян и крыши над головой, и скудных средств к существованию.
Убийство осталось нераскрытым
Когда в дверях показалась заплаканная индианка Леукария Лимачи, Гонсалес подумал, что это очередная жертва стихии пришла просить о помощи. К сожалению, он мог лишь выразить ей сочувствие и постараться утешить: средства на материальную помощь давно кончились.
Оказалось, однако, что Леукарию привело к нему дело совершенно иного рода. Она сообщила поручику, что этой ночью был обнаружен зверски изуродованный труп её мужа, Клементе. Ему отрезали голову, при этом с лица содрали кожу, которая теперь жутким капюшоном свисала с затылка. Окровавленные останки нашли втиснутыми в расселину скалы на склоне близлежащей горы Санта-Барбара. По мнению Леукарии, обстоятельства смерти мужа указывали на то, что он стал жертвой ритуального убийства.
Перуанский шаман
Гонсалес не мог поверить, что люди все ещё продолжают следовать этим варварским обычаям. Альфредо приступил к проведению обычного расследования. Но, несмотря на все усилия, не удалось выявить ни мотивов преступления, ни совершивших его людей. И по истечении положенного срока дело было закрыто.
К расследованию приступает журналист
А тем временем в местной печати появились статьи, основанные на распространяющихся среди местных жителей слухах. В них высказывалось предположение, что смерть Клементе была как-то связана с древним ритуалом местных индейцев, который именовался «дань Земле». Во время выполнения связанного с ним обряда индейцы должны были приносить человеческие жертвы, чтобы умилостивить разгневавшуюся землю. В нынешнем случае жертва нужна была для того, чтобы остановить начавшийся потоп.
Одна из статей попала в руки американского журналиста Патрика Тернея, в то время как раз собиравшего материалы для книги о человеческих жертвоприношениях в Южной Америке. Узнав о безрезультатности полицейского расследования, журналист решил отправиться в Перу, чтобы разобраться в этом случае. После многочисленных бесед с жителями посёлка он собрал улики, подтверждающие правоту Леукарии, утверждавшей, что её муж был убит приверженцами древнего кровавого культа.
Всё указывало на то, что группа шаманов, которых индейцы называют «уатирис», выбрала Клементе в качестве жертвы для ритуального убийства. Как утверждает Терней, шаманы решили, что разрушительное наводнение стало карой, которую мать-земля и боги гор наслали на людей за пренебрежение старой религией.
Кровавые ритуалы из глубины веков
Для западного человека мысль о том, что принесение в жертву человеческой жизни может умилостивить гнев мифических богов, представляется совершенно иррациональной. Однако подобные верования все ещё живут во многих регионах Южной Америки. И подтверждением этому может служить тот факт, что Клементе Лимачи стал после смерти объектом культа. Жители посёлка регулярно навещали его могилу и молились ему, словно святому. А шаманы настойчиво утверждали, что дух Клементе помогает им при совершении магических обрядов. Терней спросил одного из них, почему тот так уверен, что ему помогает именно дух Клементе.
— Ты не понимаешь? — удивился шаман. — Он же постоянно является ко мне. Вот и сейчас он здесь, рядом с нами. Разве ты его не видишь?
В Южной Америке принесение в жертву людей имеет очень давнюю историю, уходяшую корнями во времена инков. В XVI и XVII веках испанские священники сообщали из «осваиваемых» земель Нового Света о торжественных ритуалах, во время которых инки, чтобы обрести благосклонность богов, приносили им в жертву детей. При этом на алтарь несли самых здоровых и красивых — непривлекательных, больных и дефективных боги, по убеждению жрецов, отвергали. А родителям избранника было чем гордиться: ведь их отпрыск отныне присоединялся к окружению богов!
Ещё более кровавые обряды совершались в городах ацтеков, на территории современной центральной Мексики. Ацтеки считали себя ответственными за все мироздание и были убеждены, что если они не предложат богам достаточного количества человеческой крови, то наступит конец света. Поэтому в ацтекских храмах каждый день происходила жестокая ритуальная резня, а тела принесённых в жертву людей умащали благовониями и сжигали на кострах.
Но это — в прошлом, в эпоху Средневековья, когда и в Старом Свете множество людей, обвинённых святой инквизицией в ереси или связях с нечистой силой, подвергались аутодафе — публичному сожжению живыми на костре. Но в наши дни?…
Современные шаманы-палачи
В 80-х годах XX века на территории Перу и Боливии был широко известен могущественный колдун по имени Максимо Коа. И «специализировался» он как раз на ритуальных убийствах. К услугам этого «специалиста» нередко прибегали главари южноамериканских картелей из сферы наркобизнеса, верившие подобно древним инкам и ацтекам, что с его помощью смогут обеспечить себе успех в делах.
Шаман-убийца приносил в жертву богам исключительно женщин, при этом предпочитал молоденьких, которых сначала непременно насиловал. После выбора будущей жертвы он посредством различных уловок заманивал её в специально оборудованный «жертвенник» — помещение, где вместе со своими подручными одурманивал несчастную алкоголем и наркотиками. Затем происходило изнасилование, нередко — групповое.
— Ну а потом, когда наступает соответствующий момент, — откровенничал в кругу своих заказчиков и почитателей Коа, — мы отрезаем ей голову. Случается, что соответствующий момент не наступает. Тогда мы закапываем её в землю живой.
Современница Максимо Коа, 85-летняя шаманка Мачи Роса, считала человеческие жертвы совершенно нормальным и весьма полезным обычаем. Она, как и другие шаманы из её культурного окружения, была уверена, что такие жертвы могут предотвращать не только катастрофы, вызываемые силами природы, но также и те, которые возникают из-за деятельности человека.
— В давние времена, когда мы приносили в жертву детей, — рассказывала она Патрику Тернею, — землетрясений, ураганов и других бедствий было меньше. А теперь мачи (шаманы) уже не могут этого делать, потому что тут же появляется полиция и сажает их в тюрьму.
Чтобы избежать недоразумений с полицией, шаманы из поселений, затерявшихся в перуанских и боливийских джунглях, время от времени укладывают на дорогах камни в местах особенно опасных поворотов, что нередко приводит к авариям со смертельным исходом. Шаманы верят, что человеческая кровь способна умилостивить духа дороги и обеспечить безопасность другим путникам.
О попытке научного оправдания… детоубийств
И в заключение информация о, мягко говоря, необычной теории американского учёного, профессора психологии, доктора Стивена Пинкера. В книге How the Mind Works («Как работает разум»), вышедшей в 1997 году, автор утверждает, что все поступки, даже такие жестокие, как, например, детоубийство, были в нас запрограммированы в процессе эволюции. Он пишет, что женщину, убивающую своего новорождённого ребёнка, не обязательно надо считать сумасшедшей или исчадием ада. Она могла следовать подсознательному инстинкту, повелевающему ей принести своё дитя в жертву во имя всеобщего блага. А источник этого инстинкта восходит к доисторическим временам, когда у людей было широко распространено умерщвление младенцев в тех случаях, когда всему племени грозила голодная смерть.
В конце 1990-х годов в США произошла серия трагедий, когда девочки-подростки убили своих новорождённых детей. Одна из таких юных мам убежала из дому и разрешилась от бремени в гостиничном номере. Задушив новорождённого, она выбросила его в контейнер для мусора. Это и другие убийства из упомянутой серии, казалось бы, не укладываются в теорию профессора Пинкера, поскольку почти все девочки хорошо учились, были из достаточно состоятельных семей и принадлежали к белой расе. Однако профессор утверждает, что если мамы-подростки действовали инстинктивно, то условия жизни не имеют никакого значения, а их поступок нельзя считать преступлением.
Источник: https://x-files.site/