Более пятисот лет на берегах Дона и донском притоке — реки Воронеж, слагают легенды и песни о таинственном разбойнике Кудеяре, о его несметных сокровищах, зарытых в многочисленных пещерах и подземных тайниках. Впрочем, сведения о Кудеяре достаточно противоречивые и расплывчатые. В одних источниках о нем говориться, как об удачливом разбойнике, в других, как об опальном боярине, который вынужден был скрываться от гнева государя, в-третьих, как о родственнике царя или даже брате самого Ивана Грозного.
В качестве главаря шайки разбойников, Кудеяр организовывал и участвовал в грабежах богатых обозов на дороге, ведущей из Московии в Золотую орду. Происходило это во времена Ивана Грозного. Скрытые удачливым разбойном награбленные сокровища, до сих пор ищут в Тульской, Саратовской, Воронежской губерниях, а также под Киевом, на Брянщине.
Чаще всего рассматривается следующая версия загадки рождения Кудеяра. В 1525 году правящий московский князь Василий Иванович, не дождавшись наследника от своей любимой жены Соломонии, отправил супругу в Суздальский монастырь. А сам женился на Елене Глинской. Через три года у царской четы родился сын – будущий Иван Грозный.
Однако, сосланная в монастырь, бывшая жена великого князя, родила мальчика. Назвали его Георгием. Никто бы, наверно, и не заинтересовался этим фактом, если бы в народе не говорили, что этот Георгий и стал, в последствии, легендарным разбойником Кудеяром (на жаргоне: кудь – это расправа, яр – ярость, обрыв). Знаменитый российский литератор, поет, и историк Николай Карамзин в своей знаменитой книге «История государства Российского» считал, что Кудеяр – это выдуманный исторический персонаж. Но он мог и ошибаться.
Существует сказание, в котором говориться, что в течении нескольких лет до рождения Кудеяра, в княжестве происходили постоянные засухи, что было причиной голода и страданий народа. Во время родов к Соломонии пришла ведунья и сказала: «Родила ты великого воина и станет он грозным орлом, но без крыльев. Будут у него и ум, и лихость, но не будет власти государевой, так как окажется она в руках сводного брата». Соломония очень испугалась за сына и попросила у ведуньи совета, как сохранить жизнь ребенку. Вскоре в монастырь прибыли государевы люди, устроившие следствие по факту рождения ребенка бывшей женой государя. Вскоре народу объявили, что ребенок внезапно умер, но по городам и селам пошел слух, что вместо мальчика в могиле лежит деревянная кукла. А малыша увезли и спрятали в глухих российских лесах под Волоколамском, отдав в обучение к ведунье.
Однажды государь Василий Иванович отправился, на столь любимую им, псовую охоту. И надо же, наведался он в этот раз как раз под Волоколамск. Во время погони за добычей, неожиданно, конь князя встал, как вкопанный, и забил копытом. Огляделся седок и увидел недалеко маленького мальчика. Хоть малыш был небольшой, но его взгляд мудрый и пронизывающий, удивил и испугал князя. Велел князь мальцу подойти к нему, но тот быстро развернулся и скрылся в лесной чаще. Рассердился правитель и приказал отыскать мальчика. Но как не старались слуги, малыша они так и не нашли. И хоть и опытные они были охотники, но ни следа мальчика, ни сломанной веточки, обозначившей путь беглеца, не нашли, даже птицы не отметили его бег мальчика своим криком. Только деревянного идола увидели слуги князя в глухомани. От злости и досады порубили они его, да и вернулись к хозяину ни с чем. Сам князь вдруг почувствовал сильную боль в ноге и велел ехать побыстрей в Иосиф монастырь, где надеялся получить помощь и снять боль. Но несмотря на старания монахинь, нога у Василия Ивановича продолжала болеть вплоть до его кончины в 1533 году
Из преданий стало ясно, что между Кудеяром и Иваном Грозным существовала мистическая и загадочная связь. Есть сведения, что они встречались тайно. После их разговора Кудеяр ушел из подмосковных лесов на Дон. Несколько раз Иван Грозный останавливал своим приказом преследование Кудеяра, что позволяло разбойнику вместе с шайкой уходить от погони живыми и невредимыми. Один из царевых опричников рассказывал, что передавал записку от государя разбойнику Кудеяру. Для этого ему пришлось ехать в Дикое поле, которое располагалось между Доном, Окой, притоком Днепра и Десны. И не раз привозил он ответ Кудеяра царю. Но недолго разбалтывал секреты царя этот опричник. По приказу Ивана Грозного ему отрезали язык и уши, чтобы не болтал лишнего. С тех пор действовало негласное правило: о Кудияре никто не должен был ни говорить, ни даже вспоминать.
В словаре Ожегова есть упоминание о «воруй-городках». На Руси их было очень много. Кудияр имел свой собственный воруй-городок (и, скорее всего, не один!). В него никто чужой не мог проникнуть, вели к городку тайные тропы, о которых знал только сам атаман и его ближайшие товарищи. В этих городках разбойники хранили награбленные сокровища, отсиживались от погони, пировали, делили добычу и отдыхали.
После смерти Ивана Грозного, атаман Кудияр принял решение уйти в монахи, чтобы до конца жизни замаливать грехи, а свои богатства отдать монастырю. Но случилось непредвиденное – Кудеяр забыл где он закопал свои клады. Ведь никаких записей, где находится его золото и серебро, он не вел.
О последних годах жизни Кудеяра ходят разные слухи. По одним, он провел их в одном из монастырей на территории Украины. По другим, он превратился в нищего и отправился на поиски своих 18 кладов. Грозный атаман разбойников странствовал под разными именами, но чаще всего, представлялся под именем Георгия. Многие тогда говорили, что часто видели, как в любую погоду по болотам, лесам, городам бродил старый оборванец, спрашивая у всех встречных о том, где находятся воруй-городки. Только некоторые из людей узнавали в нищем бывшего лихого атамана Кудеяра.
До сих пор сокровища Кудеяра не дают покоя искателям кладов. Ищут богатства атамана в Астраханских плавнях, в Саратовской области, под Киевом, под Шатурой, в Донских песках, в Москве в Крылатском, и на Лосином острове. В этих местах, по всей вероятности, были воруй-городки. Но есть легенда: в ней говориться, что добраться до кладов не удастся никому, поскольку их стережет та самая колдовская деревянная кукла, которую положили в гроб вместо малыша в монастыре. Ходят слухи, что проклятие очень сильное – кладоискатели теряют память и становятся нищими бродягами.
С именем знаменитого разбойника Кудеяра связано названия многих географических пунктов. Есть около сотни Кудеяровых городков, где по преданию и зарыты сокровища атамана. В Липецкой области находится «Кудеяров Лог» – это очень укромное место и вполне могло быть воруй-городком. В той же Липецкой области есть гора, которая называется Черным Яром. На ней находится странный камень синего цвета. По преданиям, именно на этом месте находилась Кудеярова крепость. С ней тоже связана легенда. Сказывают, у Кудеяра были самые близкие друзья-разбойники Болдырь и Анна. С ними Кудеяр укрывался на Дону, грабя богатые караваны купцов. Донские казаки обозлились на Кудеяра. Сначала они уничтожили лагерь Анны и Болдыря, а затем напали на ставку Кудеяра. Но крепость Кудеяра была неприступной, и тогда казаки просто подожгли ее со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл свое сокровище, а над ним поставил своего коня, превратив в камень. Далеко убежать ему не удалось, казаки поймали его, сковали и бросили в Дон.
Народная молва гласит, что в Брянских лесах находятся камни, под которыми спрятаны сокровища Кудеяра. Над этими камнями по ночам вспыхивают огоньки, а дважды в неделю над ними в полночь слышится жалобный плач младенца.
Время показало, что никакие мистические истории, связанные с поиском кладов Кудеяра не могут остановить кладоискателей. Результаты, пока, незначительные: в августе 1893 в Саратовский музей поступили две монеты, найденные в Кудеяровой горе. Там же, значительно позже, был найден более значительный клад – около 12 ведер медных монет, времен Кудеяра. Возможно, эти находки служат неким катализатором не ослабляющего интереса кладоискателей в поиске сокровищ разбойника Кудеяра. Что интересно, до сих пор никто из историков не может сказать ничего достоверного о последних годах жизни знаменитого атамана. Только в легендах говориться о раскаянии разбойника и строительстве им церкви с золотым иконостасом, колокола которой были выполнены из серебра. И что до самой своей кончины Кудеяр замаливал многочисленные свои тяжкие грехи.