Боги сошли с ума: 5 самых странных и грязных мифов народов мира

11.06.2020

Люди — творческие и одновременно безумные существа. Чтобы найти тому подтверждение, не обязательно углубляться в перипетии современного искусства, книги Уильяма Берроуза или фильмографию Светланы Басковой (хотя это неплохие варианты провести вечер). Достаточно взглянуть на некоторые легенды и мифы, созданные человечеством тысячелетия тому назад, тут и там, от Скандинавии до Японии.

Боги и герои творят такое, что краснеют самые откровенные порнографы, а Квентин Тарантино крутит пальцем у виска от бессмысленной жестокости. Итак, не претендуя на полный охват, рассмотрим несколько ярких примеров и заодно попытаемся понять, какую мораль древние люди должны были вынести из всей этой дичи.

Египет — Сет пытается трахнуть Гора

Основной миф, в рамках которого разворачивается эта упоительная история, широко известен. Добрый бог-фараон Осирис в древности правил Египтом, но его брат Сет, бог злой и настолько мерзкий, что ему даже голову пририсовывают от какого-то непонятного зверя (то ли осла, то ли шакала) решил узурпировать трон. Обманом Сет убил Осириса, потом разрезал его тело на куски и разбросал по всему Египту. На помощь пришла жена (и сестра) доброго бога, Исида: кропотливо собрала останки мужа, сложила воедино, и каким-то образом зачала от его тела сына по имени Гор. Осирис при этом оставался мертвым.
Дальше Исида родила, Гор победил Сета и восстановил справедливость, а Осирис в некотором роде воскрес и стал править миром мертвых. Но есть нюансы.

Как сообщают папирусы из Кахуна периода Среднего Царства, Сет, после того как Гор вырос, предложил ему гомосексуальную связь, желая таким образом подчинить его своей воле: «Желает Сет соединиться со Мной», — говорит Гор матери. Исида в ответ его предостерегает и предлагает военную хитрость, которую молодой бог с успехом применяет против дяди. Процитируем фрагмент без комментариев:

«И Гор сказал ему: Согласен, я согласен. И вот затем, в вечернюю пору, им постелили, и они легли, эта пара. И вот ночью Сет укрепил свой член и направил его между ляжек Гора. А Гор всунул обе свои руки между своих ляжек и принял семя Сета. И Гор отправился сказать своей матери Исиде: Приди ко мне, Исида, моя мать! Приди, и ты увидишь, что Сет сделал со мной. Он раскрыл свою руку и показал ей семя Сета. Она громко закричала, схватила свой нож, отрезала ему руку, бросила ее в болото и достала ему равноценную руку».

После этого Исида, взяв семя своего сына, с помощью садовника подмешивает его в пищу Сету, в итоге Гор побеждает в этом странном противостоянии: внутри у него спермы Сета нет, а злой бог глотает его семя. В итоге оба отправились на суд других богов в поисках ответа на вопрос, кто кого отдоминировал. Суд «позвал» семя Сета и семя Гора, и оказалось, что первое в болоте, а второе вышло из лба Сета в образе золотого диска и воссияло. Гор выиграл тяжбу — но после этого богам пришлось еще и сразиться по-нормальному. Не все же время заниматься какими-то странными фрейдистскими состязаниями.

О чем это на самом деле:

Конечно, секс между двумя богами-мужиками здесь играет символическую роль: Сет, бог смерти, пытается уничтожить Гора хитростью, «влив» в него часть своей отвратительной сущности, но терпит поражение, и животворящее, светлое семя Гора его самого прожигает изнутри. Кстати, во время битвы Гор ему еще и оторвал яйца (Сет племяннику, в свою очередь вырвал глаз). Разумеется, подобные мифологические конструкции говорят об очень свободном отношении к сексуальности у древних египтян.

Скандинавия — Локи рожает от коня

Если развлечения Сета и Гора закончились относительно невинно, то Локи, богу-плуту из скандинавского пантеона, однажды пришлось серьезно отдуваться за свои проделки. Хотя, честно говоря, в этой истории наибольшими козлами выглядят его коллеги, боги Асгарда (асы).

Вскоре после сотворения мира и его разделения (Асгард — город богов, Мидгард — земля, где живут люди, Йотунхейм — сфера обитания ледяных великанов и т.д.), боги во главе с Одином озаботились вопросами безопасности. Как бы сделать так, чтобы в Асгард не лезли люди, не говоря уже об опасных великанах? Вдруг появился строитель и заявил, что готов возвести вокруг огромного Асгарда прочные и высокие стены, так что и муха не проскочит. Правда, он сам был великаном, да и цену потребовал немаленькую: солнце, луну и богиню красоты Фрейю в придачу.

Асы, которым было очень уж лень самим возиться со стройкой, посовещались и выдвинули свои условия: строитель сможет это все получить только если закончит работу за лето и не воспользуется помощью ни одного человека. Тот согласился, но попросил, чтобы ему разрешили помощь хотя бы собственного коня. Боги, чувствуя подвох, засомневались, но Локи всех успокоил: «Много ли он с одним конем построит!». Заключили договор.

Оказалось, что конь у великана был волшебный, удивительной силы жеребец Свадильфари, который так быстро таскал гигантские камни, что работа спорилась очень быстро. До конца лета оставались дни, а строитель уже почти возвел стену. Боги очень испугались и единогласно решили: кто-то должен исправлять ситуацию, и это будет Локи, на которого они очень удачно свалили всю вину и пообещали жестоко убить, если он что-нибудь не придумает.

Зажатый в угол Локи придумал изящный, но экзотический выход: превратился в кобылицу неземной красоты и, когда в последний день работ Свадильфари тащил очередные глыбы, соблазнил его. Жеребец, вспомнив, что есть на свете дела приятнее, чем таскать каменюки, взбеленился, бросил камни и хозяина и поскакал за кобылицей. В одиночку строитель не успел достроить последний фрагмент стены и асы, ухмыляясь, отказали ему в оплате. А потом Тор вообще убил его молотом.

Зато жеребец Свадильфари догнал-таки Локи-кобылицу, животные вдоволь повеселились и тот (та) вскоре родил(а) восьминогого жеребенка. Его назвали Слейпниром, а когда тот вырос, стал верным конем Одина. Хотя, казалось бы, при чем тут Один?

О чем это на самом деле:

Перед нами один из многих скандинавских мифов, которые показывают двойственную природу Локи. С одной стороны, он ввергает асов в множество проблем, с другой — он единственный среди асов, кто способен их решить, потому что находчив и не гнушается ничем. У Локи, кстати, есть и другие нечеловеческие дети: гигантский волк Фенрир, мировой змей Йормунгард и богиня-владычица мира мертвых Хель, которые вместе с батей восстанут против богов и устроят Рагнарек – конец света.

Греция — Аполлон сдирает шкуру с конкурента

Даже в целомудренном, PG-13 изложении Николая Куна греческие мифы, если вдуматься, выглядят как бесконечный поток спермы пополам с кровью. Олимпийские боги истребляют людей пачками, насылают на них зловещие проклятия, насилуют и похищают смертных женщин и нимф и вообще веселятся на полную катушку, как бы доказывая роду человеческому: если ты бог, твори, что хочешь.

Мой персональный фаворит здесь — печальная история сатира Марсия. Этот мохнатый гражданин жил себе, пастушествуя по полям и лесам, пока, на свою беду, не начал музыкальную карьеру. Он нашел флейту, точнее авлос, духовой инструмент, смахивающий на гобой, который прежде бросила богиня мудрости Афина (это она его изобрела, но рассердилась, увидев, что ее прекрасное лицо выглядит как-то тупо, когда она играет с надутыми щеками). Марсий из-за внешнего вида не заморачивался и быстро стал мастером-флейтистом, играл друзьям и лесным нимфам, вызывая восхищение.

Дальше он совершил фатальную ошибку: возгордился настолько, что вызвал на музыкальный поединок самого Аполлона, бога солнца, музыки и поэзии. Аполлон согласился, выбрав в качестве инструмента лиру-кифару. Первый раунд состязания, который судили сами Музы, прошел вничью, но во втором бог применил не очень-то честный прием: к виртуозной игре добавил еще и сладкозвучное пение. Марсий, понятно, петь и дуть во флейту одновременно не мог, так что Музы присудили победу Аполлону. После чего Аполлон, златокудрый бог света, покровитель изящных искусств и лирической любви, подвесил Марсия на сосне и заживо содрал с него кожу.

О чем это на самом деле:

Как и десятки других греческих мифов, легенда о Марсии учит смертных не идти против воли богов и даже не надеяться сравняться с ними. Потому что боги античности — это жестокосердные, безжалостные и похотливые тираны. То есть максимально человекоподобные создания.

Индия — жена Шивы отрубает себе голову и поит кровью подруг

Чиннамаста, малоизвестная богиня из индуистского пантеона, где несколько тысяч богов, которые то и дело перевоплощаются друг в друга, отождествляются, сливаются и вновь делятся, была бы и вовсе никому не известна, если бы ее каноническое изображение не выглядело настолько безумно.

Картина маслом: женщина, которая держит в одной из рук собственную отрубленную голову, а из шеи бьют три потока крови. Один попадает в раскрытый рот головы, еще два — прямиком в лица двух ее спутниц (но они выглядят довольными и радостно пьют). В качестве вишенки на торте, стоит при этом Чиннамаста на спинах пары, занимающейся сексом. Самый логичный вопрос, возникающий у любого человека, не знакомого с тонкостями индуизма: «Боже, что за хрень?!».

Имя Чиннамаста дословно означает «та, у которой отсечена голова», так что сюрпризов здесь нет. Эта богиня, по сути, — одно из множества отражений многоликой Шакти или Парвати, жены Шивы. Шива, как вы помните, был богом разрушения, так что и у Шакти хватало кровожадных воплощений, к примеру, черная от ярости многорукая Кали, которую рисуют с мечами и отрубленными головами в руках. Что касается Чиннамасты, текст легенды сообщает следующее о случившемся:

«Однажды Парвати с двумя спутницами пошла совершить омовение в реке. После купания кожа великой богини почернела, потому что она была возбуждена. Через некоторое время спутницы попросили ее: «Дай нам какой-нибудь еды. Мы голодны». Она ответила: «Я накормлю вас, но пожалуйста подождите». Прошло еще немного времени, и они вновь подступили к ней с просьбой. На этот раз она отвечала: «Подождите еще, я размышляю сейчас». Подождав недолго, они взмолились к ней: «Ты Мать Вселенной. Ребенок просит чего угодно у своей матери. Мать дает своим чадам не только еду, но и одежду для тела. Поэтому мы просим у тебя пищи. О, прославленная за свою милость, накорми нас!».

Тогда Парвати-Чиннамаста, в порыве невероятного радушия, отсекла себе голову (иногда рисуют меч, но в одной из версии упоминают, что сделала она это просто ногтями) и напоила подруг, а заодно и саму себя, алой кровью. После чего (богиня все-таки) без всяких серьезных последствий вернула себе прежний вид, и они спокойно вернулись домой.

О чем это на самом деле:

Упоминание возбуждения (видимо, сексуального) не случайно, к тому же Чиннамаста не зря попирает ногами любовников, как правило, их изображают похожими на богов любви Каму и Рати. Образ Парвати-Чиннамасты по своей сути целомудренный и жертвенный: она не только подавляет собственную похоть, но и отсекает голову ради помощи подругам. Очень поучительно. Тем не менее, не пытайтесь повторить это дома.

Япония — бог луны убивает хозяйку за выблевывание еды

В синтоистской традиции два первых бога, от которых пошли все остальные — супружеская пара Идзанаги и Идзанами, великие-боги творцы. Они сотворили и упорядочили землю и породили множество богов поменьше, но тремя самыми старшими и главными были «три драгоценных ребенка»: богиня Солнца Аматэрасу, бог Луны Цукуеми и бог ветра Сусаноо. Разумеется, эта троица божественных мажоров не замедлила устроить разборки из-за того, кто все же главный из них и будет править миром (богам-родителям эти мелочи были не интересны, они давно отошли от дел).

Сначала конфликт пролег между Аматэрасу, хозяйкой небесных чертогов Такамагахара, и буйным Сусаноо. Не желая покидать небо, хотя боги на общем совете решили, что из-за скандального поведения ему там не место, младший брат устроил соревнования с сестрой — кто сотворит больше прекрасных вещей — а проиграв, начал дебоширить. Сначала он в буквальном смысле засрал небеса, а потом, словно этого было мало, содрал с пегого жеребца шкуру (еще гуманно по сравнению с Аполлоном) и бросил в ткацкий зал Аматэрасу.

Богиня пришла в ярость из-за поведения неотесанного мужика и поступила очень по-женски: заперлась от мира в пещере, мол, если никто не может защитить меня и мои покои, то даром такой мир и не нужен. Поскольку она была все-таки богиней солнечного света, без которого земля начала потихоньку загибаться, боги пришли в ужас, выманили ее из пещеры, а Сусаноо схватили и изгнали подальше.

Бог луны Цукуеми все это время благоразумно не вмешивался в конфликт, но демонстрировал, что на стороне сестры, с которой жил вместе в Такамагахара. Однако после изгнания Сусаноо пришла и его очередь. Аматэрасу, считавшаяся главной, отправила Цукуеми на землю, нанести визит богине еды Укэмоти. А эта богиня, гостеприимная и хлебосольная, готовила еду странным способом, предпочитая просто изрыгать ее из своего рта прямо на стол. Посмотрит на океан — выблевывает свежую рыбу, на рисовое поле — гору вареного риса.

Цукуени, не привыкший к такому в небесных чертогах, пришел в такую ярость, что немедленно убил Укэмоти. Аматэрасу, услышав об этом, прогневалась и изгнала нервного брата прочь, в дальний дворец. Злые языки поговаривают, что это была ее провокация с самого начала: богиня солнца хотела править в одиночестве.

О чем это на самом деле:

Солнце и луна обычно не появляются на небе вместе, и, по мнению древних японцев, причина именно в том, что Цукуени отселили подальше от чертогов Аматэрасу. Ее интриги увенчались успехом: в отсутствие братьев-конкурентов Амаэтрасу стала безоговорочно главной богиней пантеона, именно к ней возводили свою родословную японские императоры (до тех пор, пока оккупационная американская администрация не принудила императора Хирохито отречься от божественного происхождения). Получается, в Японии феминизм восторжествовал еще в мифические времена.

Источник