7 приемов Миямото Мусаси, за которые его почитают в современной Японии

02.05.2021

Миямото Мусаси — японский ронин, один из самых известных фехтовальщиков в истории Японии. В современном мире он известен также своим трудом «Книга пяти колец». Это произведение о военной стратегии и философии все еще переиздается во всем мире. Например, основатель корпорации Honda Motor Соитиро Хонда считал эту книгу своим поводырем по жизни.

Мусаси писал: «Если вы постигнете мою стратегию, для вас не останется непонятного… Вы будете видеть путь во всем». Этот тезис он подтвердил своей жизнью. Для него не было ничего невозможного — за что бы он ни брался, у него всё получалось.

Мусаси стал мастером сразу нескольких искусств и ремесел. Кроме оттачивания мастерства в боевых искусствах, он создал картины, был искусным каллиграфом, скульптором, мастером гравировки по металлу… Говорят, что он также писал стихи и песни, однако они не сохранились до наших дней. Как ему это удавалось? Секрет в его стратегии.

В этой статье мы расскажем о семи приемах поединка, которые Мусаси изложил в своем главном труде «Книга пяти колец». Эти приемы — лишь маленькая часть его необычной стратегии.

Прием 1. «Изменения — гора и море»

Вредно повторять один и тот же прием. Иногда приходится что-то повторять второй раз, но делать это же в третий раз нельзя. Пробуйте применять что-то новое, изумите противника. Если и это не получится, пробуйте снова что-то новое. Таким образом, когда противник ожидает горы, давайте ему море, а когда моря, выдвигайте горы.

Прием 2. «Становление противником»

Стать противником означает представить себе, что ваше тело превратилось в противника. Если поставишь себя на место противника, то увидишь, что он ощущает. В этом заключен глубокий смысл.

Прием 3. «Обновление»

Обновление применяется, когда вы обнаруживаете себя в тупике. Если вы запутались в расчетах («духом») и не можете решиться, отбросьте свой первоначальный план, настройте себя на то, что начнете что-то новое, и, обретя такой ритм, сможете найти способ победить.

Прием 4. «Голова крысы и шея быка»

Этот способ относится к тому случаю, когда вы обращаете много внимания на мелкие детали и оказываетесь в затруднительном положении. В такой ситуации вам надо мгновенно отбросить замыкание на мелком и сразу же переключиться на крупное. В этом будет ваше преимущество.

Прием 5. «Знание благоприятного положения»

Следует знать время подъема и упадка у противника, ритм интервалов между ними, видеть его человеческие черты, слабости и сильные стороны. Чем больше будет сила вашего ума, тем лучше вы будете видеть благоприятное положение всех вещей.

Прием 6. «Придержание изголовья»

Когда противник применяет против вас прием, следует оставлять ему то, что не имеет значения, и удерживать от того, что может принести вам ущерб, ведь особо важно — не дать противнику возможности управлять собой. Сдерживать удар противника нужно еще до того, как в сознании возникнет звук «у» от слова «удар» — в этом смысл «придерживания изголовья».

Прием 7. «Следование ритму пути»

Везде присутствует свой ритм. В ритме каждого пути содержатся свои отличия. Существуют ритм службы и ритм неудачи, ритм исполнения и неисполнения обязанностей. Не следует забывать и о ритме всяческих искусств и художеств. Также есть свой ритм и в невидимом (пустоте). Есть ритм обогащения и ритм разорения. Следует хорошо понимать и различать ритм расцвета и ритм угасания. Прежде всего, нужно узнать подходящий ритм и вычленить идущий вразрез. Не отбросив этот противоречащий ритм, никогда не станете совершенными в пути.

Источник