В поисках счастья

24.09.2010

«Правда ли, что люди, приходящие на работу в пиджаке, счастливее и довольнее тех, кто работает в спецодежде?
Правда ли, что стоящие выше на социоэкономической лестнице более полно наслаждаются жизнью? Можно ли купить счастье за деньги? Действительно ли вследствие расизма и сравнительной бедности черные американцы в среднем несчастнее белых? И, раз уж мир все еще принадлежит мужчинам, счастливее ли они женщин? Исследования Myers and Diener (1995) показали, что ответ на эти вопросы, как это ни удивительно — нет.»
(David Lykken, Auke Tellegen, HAPPINESS IS A STOCHASTIC PHENOMENON. Psychological Science, 2006.)

David Lykken и Auke Tellegen использовали близнецовый метод, чтобы ответить на вопрос, чем определяется счастье. Близнецовый метод, как я уже говорила* позволяет оценить влияние наследственности на интересующее нас свойство организма, и заключается в сравнении сходства этого свойства в парах однояйцевых близнецов (с идентичным геномом) и в парах разнояйцевых близнецов (которые генетически разные). Было опрошено 79 пар однояйцевых близнецов и 48 пар разнояйцевых близнецов. Опрос касался того, насколько счастливым человек себя ощущает. Полученные ответы сперва анализировались по всем 254 участникам, чтобы выявить возможные связи счастья с самыми разными особенностями человеческой жизни. Вот результат:

«Социоэкономический статус, уровень образования, доход, семейное положение, также как и религиозная принадлежность, ответственны не более чем за 3% вариаций уровня счастья.»

Затем проанализировали зависимость счастья от влияния генетических факторов. Результат:

«От 44 до 52% разброса уровня счастья объясняется наследственностью».

3% на все, чего мы можем достичь в жизни, хочешь жни, а хочешь — куй. Это означает, что личностные тренинги на тему «как наконец стать счастливым» личностные тренеры могут засунуть себе туда, где солнце не светит. Туда же отправляется житейская мудрость «хочешь быть счастливым — будь им». Приходится также отказать целому ряду философских учений, прежде всего Никомаховой этике Аристотеля (счастье как «деятельность души в полноте добродетели») и, с особым сожалением, эпикурейству.

Авторы заканчивают статью так: «попытки стать счастливее так же безрезультатны, как попытки стать длиннее».

Да и вообще довольно очевидно, что человек чисто биологически не создан для длительного счастья. Это легко понять, зная пару фактов:

— вызывающие привыкание наркотики имитируют те вещества, которые в организме отвечают за возникновение удовольствия
— действие наших естественных регуляторов удовольствия имеет те же свойства, что и у наркотиков, то есть привыкание с угасанием реакции, так что для получения эффекта той же силы необходимо увеличивать дозу.
Неудивительно, что погоня за счастьем часто кончается практически тем же, чем наркомания.
Удивительно, что товарищ Гаутама понимал это все совершенно без знания биохимии.

catta.livejournal.com

Вот так. Если вы несчастны — можете со всей обоснованностью, подкрепленной научными изысканиями, винить в этом своих родителей. А если счастливы — вашей заслуги в этом не больше трех процентов. И теперь совершенно ясно, что поговорку «человек создан для счастья, как птица для полета» сказала с сарказмом курица. В крайнем случае, страус. Что же делать? Завернуться в саван и ползти на кладбище? Недостойно. Пытаться достичь счастья суррогатно, извне, наркотиками? Глупо. Можно к счастью стремиться. Даже если не достигнешь его большого и всеобъемлющего, будет множество маленьких (и не очень) радостей.

Кто-то находит смысл не в счастье, а в служении чему-то, или кому-то. Людям, Богу, Науке. Эдгар Кейси, например, рассуждает не о счастье, но о происхождении и предназначении человека, о гармонии с позиции религиозного человека. Интересно, что наука и религия сходятся в том, что человек на самом деле не кузнец своего счастья, а проводник высшей воли, или жертва наследственности. Пессимист может принять это как факт, а оптимист — всего лишь очередной гипотезой. И пытаться сделать все, что бы вопреки ей, построить свое счастье своими усилиями.