В китайской провинции Шаньси (в центральной части страны) арестовали мужчину, подозреваемого в убийстве двух женщин. По данным полиции, он расправился с ними, чтобы затем продать их останки для «призрачных свадеб». Это ритуал, который проводится для умершего человека, не состоявшего в браке, – семья подбирает ему «мужа» или «жену» для загробной жизни. Родственники опасаются, что если этого не сделать, то дух покойного рассердится и навлечет беды на всю семью.
Такие поверья распространены в Китае вопреки официальной идеологии. Это создает спрос на «призрачных супругов». Фактически провоцирует торговлю человеческими останками (как правило, женскими) и даже убийства.
В последнем случае убийца расправился с жертвами, вколов им повышенную дозу седативного препарата (обе скончались от передозировки). Тело одной из них он перевез в другой город и продал за 35 тысяч юаней – около $5 тысяч. Позднее он собирался продать и останки другой жертвы, но был арестован.
В прошлом такое уже случалось. В начале 2010-х годов в провинции Шаньси была убита женщина. Убийца продал ее останки семье, искавшей «призрачную невесту» для умершего сына. Позднее его поймали, судили и приговорили к смертной казни.
За несколько лет до этого в провинции Хэбей (на востоке страны) были убиты шесть женщин, прежде чем убийца был арестован. На допросах он признал вину. Изначально, как сообщалось, он собирался похищать останки из могил. Однако затем решил убивать, поскольку организаторы «призрачных свадеб» платили за недавно умерших женщин больше.
Спрос
Неофициальные цены на человеческие останки для «призрачных свадеб» выросли за последние несколько лет. В конце 2000-х годов их продавали за 30–50 тысяч юаней ($4,5–7,5 тысячи). Сейчас нелегальные торговцы получают по 100 тысяч (около $15 тысяч) и даже больше.
Недавно сообщалось, что одна из семей в провинции Шаньси согласилась предоставить останки умершей дочери для «призрачной свадьбы» с неким скончавшимся холостяком. Родители последнего заплатили им 180 тысяч юаней (около $27 тысяч).
Спрос на «призрачные свадьбы» (готовность местных жителей платить за них связывали с доходами региона от добычи угля) привел к тому, что многие пытаются на этом заработать. Среди них медиумы и всевозможные посредники, которые предлагают найти подходящую пару для умершего человека.
Иногда «призрачные свадьбы» происходят по согласованию сторон – семей, которые ищут пару для скончавшихся родственников. Власти в общем это допускают. В одном случае мать умершей девушки нашла для нее «призрачного жениха» (недавно скончавшегося) и обратилась к местным властям с просьбой перезахоронить его останки на кладбище, где была похоронена ее дочь. Разрешение было получено.
Однако во многих других случаях останки продают грабители могил. Только в одной из деревень провинции Шаньси за последние три года было похищено 15 трупов. Весной 2016 года сообщалось, что полиция расследует десятки таких случаев.
Грабители не гнушаются даже скелетами (их продают за несколько тысяч юаней – менее $1 тысячи). Для защиты могил некоторые из местных жителей нанимают охрану, другие устанавливают на кладбищах камеры видеонаблюдения или переносят захоронения ближе к своим домам.
Ритуал
Сам ритуал – это сочетание свадьбы и похорон. В нем используются изображения «жениха» и «невесты», сделанные из дерева, бумаги и бамбука, и символические «подарки» из тех же материалов. Все это впоследствии сжигают. Останки хоронят рядом. Если семья умершего не может найти ему «невесту», она может похоронить вместе с ним статуэтку, сделанную из серебра, надеясь, что это успокоит его дух.
Ритуал практиковался на протяжении нескольких тысяч лет. Сейчас он сохранился в нескольких провинциях КНР.
Зачем это делают? Согласно поверьям, дух человека, умершего вне брака, будет несчастлив и может навлечь проклятие на своих родных. Если в семье происходят серьезные неприятности (например, кто-то заболевает), суеверные люди считают это следствием такого проклятия. Те, кто практикует ритуал, утверждают, что духи умерших родственников являются им во сне (или во время спиритического сеанса) и говорят, что им нужно.
Еще одно поверье гласит, что если в семье умер старший сын, надо обязательно найти ему «призрачную невесту», иначе нельзя будет жениться младшему. Одна из историй, описанная в антропологическом исследовании, утверждала, что когда в одной из семей молодой человек попытался пренебречь этим суеверием, в него якобы вселился дух умершего старшего брата, заявивший, что «семье не будет покоя», пока ему не найдут невесту.
Сила этих поверий связана и с традиционно большим значением, которое в Китае уделяется семье и браку. А также той роли, которую играют родители в устройстве семейной жизни своих детей. Родители, как отмечала антрополог Диана Мартин, считают своей обязанностью женить или выдать замуж своего ребенка – иногда даже после его смерти