Охотники за головами

13.05.2012

На острове Калимантан, что расположен на просторах Индийского океана, живут первобытные племена. Их пугающий обычай в средние века стал почвой для рождения жутких историй и легенд.

За тысячу лет число переселенцев с других островов на Калимантане возросло настолько, что коренным жителям пришлось потесниться вглубь острова. Дикие племена, проживающие там, именуют себя по названию реки, на берегу, которой расположено их поселение.

Одни из самых крупных племен: кенья, ингаджу, клеманты, кайяны и ибаны. От своих более цивилизованных соседей малайцев эти племена получили общее название – «даяки», что с малайского означает язычники.

Даяки делятся на тех, кто живет около устьев рек и на морских берегах, и тех, кто обитает в глубине острова. Ибаны – в далеком прошлом завоевали дурную славу, как самые кровожадные и воинственные аборигены, и не только за занятия пиратством. Есть на острове и племя кочевников – пунаны, они селятся в легкие хижины и покидают их, как только в местности кончаются запасы еды.

Все племена отличаются друг от друга – они верят в разных духов, говорят на разных диалектах и отличаются культурой нанесения татуировок. Тот самый пугающий ритуал, что упоминался выше – охота за головами – к нему обращались не все даяки, особенно это было не свойственно для пунанов. Напротив более миролюбивое племя пунанов и становилось теми несчастными, на кого охотились их жестокие «соседи» (ибаны и т.д.).

Такая живучесть традиции объясняется, тем, что для того, чтобы стать мужчиной или жениться, молодой даяк должен был добыть голову своего врага. Эти обычаи имеют довольно древние корни, от путешественников того времени сохранились упоминания, как даяки в Северном Борнео приносили в жертву своим богам человеческую голову.

Облачение воина даяка, отправляющегося в поход за «головой», выглядело впечатляюще – из одежды на нем были набедренная повязка, из оружия – с собой он брал меч мандау или дуку в ножнах из дерева юлин и удлиненный щит. Чтобы защититься от злых духов, даяк украшал свое тело татуировками – тотемами животных, драконов, древа мира и т.д Насколько воин был удачен в охоте за головами можно было определить по особым татуировках на руках и пальцах.

Воин разделывал трофей таким образом: он пробивал череп в затылочной части и через отверстие вынимал мозг, после сушил на огне и сохранял для потомков. Охоту за головой у ибанов обуславливало множество причин, в числе которых вера в то, что голова является источником, дающим жизненную силу, плодородие земель, изобилие рыбы и дичи, плодовитость женщин и т.п.

Некоторые семьи даяков имеют целые коллекции человеческих голов, которые достались им в качестве наследства от предков. У ибанов добытая воином голова относилась к собственности деревни. У горных даяков – голова становилась личным трофеем воина, но престиж деревни все также возрастал от количества добытых «черепушек». Поэтому после возвращения мужчин с охоты с человеческими головами в качестве добычи в честь покровительницы ибанов, божества птицы Сингаланг Бурунг, «счастливое» племя устраивало ритуал «гавай бурунг».

Вражда между племенами длилась по нескольку десятков лет. Воюющие стороны стремились уравнять количество отсеченных голов. Скорее всего, даяки уже истребили бы друг друга, если бы европейцы не положили этому конец, вмешавшись в их междоусобные войны.

В 1839 на остров прибыл англичанин Джеймс Брук. За оказанную помощь султану Брунея в подавлении восстания даяков Бруку была дарована территория рядом с рекой Саравак, где он в 1842 году создал город Кучинг, а с ним и династию «Белых Раджей», которая правила этими землями 100 лет. При правлении Джеймса Брука жестокие обычаи даяков стали проявляться все реже, а с приходом к власти его племянника – Чарльза Брука были искоренены совсем.