Астрономия в Древнем Египте

14.12.2010

Аэрокосмическая съемка Африканского материка дает прекрасную возможность убедиться в удивительной красоте великой реки Нил, напоминающей своими очертаниями гигантскую змею, которая неторопливо скользит посреди песков к Средиземному морю. Этот могучий водный поток берет свое начало в самом сердце Африки, как бы подпитываясь по пути водами великих озер Эфиопии и Уганды. Сочная зелень оазиса, обрамляющего русло Нила, резко контрастирует с песчаными пустынями, раскинувшимися на сотни километров вширь по обе стороны реки.

Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим    временам.    Более-менее цельное представление о древнеегипетской цивилизации дают ее исторические памятники (так называемая Бадарийская культура эпохи Негада I, Негада II и пр.), согласно официальной хронологии, начиная с V тысячелетия до нашей эры. Принято считать, что эта эпоха ранних, общинных войн из-за великолепных, плодородных почв, способных прокормить большое число людей, завершилась примерно к середине IV тысячелетия до нашей эры.

Именно тогда и образовались два мощных государственных объединения — Верхний и Нижний Египет. У египтян, которые обожествляли Нил и поклонялись ему, считая его творе­нием богов, были серьезные к тому основания. Поскольку дождь в этих краях — явление исключительно редкое, единственным источником пресной воды (а значит, и жизни) был Великий Нил. От ритмичности его разливов и их интенсивности зависела жизнь людей. По этой причине Египет до сих пор называют “Подарком Нила”. Плодородные земли Верхнего Египта вдоль русла реки имеют длину более 600 км. А вот их ширина не превосходит трех километров!

Города же Нижнего Египта с древнейших времен являлись центрами торговли, что в не меньшей степени, чем сельское хозяйство, способствовало созданию богатства этой области. Нижний Египет (Кеми) представлял собой обширную равнину с наиболее плодородной землей планеты, что и превратило ее в самую обильную житницу древнего мира.

Столицей Верхнего Египта изначально являлся город Некхеб, расположенный неподалеку от поселений Иераконполя и Эдфу. Столицей Нижнего Египта в середине IV тысячелетия до нашей эры был город Пе, расположенный в дельте Нила (по-гречески — Буто); ему покровительствовала богиня-кобра Эджо.

Отношения между этими двумя царствами, судя по всему, были весьма напряженными. Крайне жестокая и кровопролитная война, вспыхнувшая между Верхним и Нижним Египтом, закончилась полной и окончательной победой фараона (Перо) Верхнего Египта — Мена (он же Нар-мер и Аха) примерно в 3100 г. до н. э. Объявив себя владыкой объединенной страны, он и стал основателем Первой Династии. И хотя до сих пор с этой датой принято связывать начало истории Древнего Египта, сами египтяне с этим совершенно не согласны, полагая, что их цивилизация намного старше и имеет возраст не менее 15-20 тысячелетий, восходя к так называемому “Золотому Веку”. При этом своим воистину Самым Первым Фараоном они называют бога Озириса…

Сам факт существования в древние времена двух царств не забывался впоследствии никогда, и всех фараонов по этой причине именовали “Повелителями Двух Стран” или же “Царями Верхнего и Нижнего Египта”. Обе святые покровительницы — Эджо и Некхебет — теперь одинаково почитались во всем Египте. Узаконена и так называемая “двойная корона” — красная (символизирующая Нижний Египет) и белая (Верхний).

Всего со времен Перо Мена объединенной страной правили тридцать три династии. Столицей своего царства Мена-Нармер избрал город Мемфис, находившийся в дельте (при ее начале). Это имело как политическое, так и символическое значение, поскольку именно здесь ранее проходила граница между Верхним и Нижним Египтом.

Всю известную нам сегодня историю Династического Египта принято разделять на следующие периоды: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царства. Раннее Царство включает в себя эпохи I и II Династий (3100-2800 гг. до н.э.). Первым фараоном III Династии (Древнее Царство) был Джосер (ок. 2780 г. до н.э.). Именно при нем, согласно официальной версии, была построена первая пирамида — “Пирамида Джосера” (“Ступенчатая”). Ее главным архитектором являлся прославленный мудрец, ученый, астроном и знаменитый врач Имхотеп. Вообще Джо-серу, можно сказать, исключительно везло с помощниками, поскольку вместе с Имхотепом ему служил еще и не менее знаменитый мудрец и зодчий — Хеси-Ра (Хесэр).

Древнее Царство включает в себя эпохи III-VI Династий (2800-2150 гг. до н.э.). Затем следует эпоха Среднего Царства, охватывающего период XI и XII Династий (2150-1567 гг. до н.э.). Необходимо заметить, что между VI и XI Династиями историки отмечают существование на стыке Древнего и Среднего Царств еще и так называемого Первого переходного периода, который характеризовался анархией, хаосом и раздробленностью и продолжался около полувека. Но, тем не менее, сумел вобрать в себя эпоху… VII — X Династий!

Очевидно, нечто подобное происходило в Египте и во времена Второго переходного периода, продолжительностью около 200 лет. На этот период и пришлись XIII-XVII Династии. Новое Царство охватывает период XVIII-XX Династий (1567 — 1080 гг. до н.э.). После него наступают времена Позднего Нового Царства (XXI-XXV Династии), датируемого 1080-664 гг. до нашей эры.

Затем следует “Саисская” Династия (XXVI); потом времена полнейшей деградации и упадка — Позднее Царство (XXVII — XXXI). Датировка этих династий никаких споров не вызывает — 525-332 гг. до н. э.

Пирамида Джосера послужила как бы некоей отправной точкой начала загадочной и таинственной “Эпохи Пирамид”. Наиболее совершенными из них считаются две пирамиды фа­раона III (по другим источникам — IV) Династии — великого Сноффру, построенные в Дашуре и имеющие свыше ста метров в высоту! В этот список входят и три Великие Пирамиды Гизы, возведенные, как принято полагать, фараонами IV Династии Хуфу (Хеопсом), Хафрой (Хефреном) и Менкауром (Микерином).

Наиболее грандиозная из трех пирамид Гизы — пирамида Хуфу, создание которой принято приписывать зодчему Хемиуну. Ее высота равна 146,6 м; длина основания — 233 м. На ее сооружение, как принято полагать, пошло свыше 2 300 000 точно обтесанных и пригнанных друг к другу каменных блоков (материал — известняк). Каждая из пирамид Гизы, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем.

Совершенно иной характер имеют пирамиды фараонов V и VI Династий. Во-первых, они резко уступают более древним пирамидам в своих размерах, едва достигая 70 м в высоту. Да и построены они совершенно иначе — сложены из небольших блоков, а частично из бутового камня.

Фараоны V Династии возвели пять небольших пирамид в Абу Сире (примерно в 100 км от Гизы), а также две небольших пирамиды в Саккара, неподалеку от упоминавшейся уже ранее “ступенчатой” пирамиды Джосера. Все они построены довольно бесхитростно; их внутренняя часть обрушилась, чего не наблюдается в более древних пирамидах IV династии…

Во времена VI Династии в Саккара были возведены четыре небольшие (около 53 м высотой) пирамиды, которые в настоящее время имеют крайне плачевный вид. Собственно, “Эпоха Пирамид” на этом и заканчивается… Любопытно, что все пирамиды V и VI Династий весят примерно 2,75 млн. тонн, что составляет менее половины массы одной только пирамиды Хуфу! Казалось бы, строители времен этих Династий должны были бы располагать уже готовым опытом своих предшественников из предыдущей эпохи, но… этого почему-то не произошло. Причем мастерство было утрачено стремительно, в течение всего одного поколения! Египтологи ведут между собой непрекращающиеся споры относительно того, что же могло привести     к     подобному упадку мастерства в промежутке между IV и V Династиями.

Тем не менее, именно в пирамидах V и VI Династий были обнаружены древнейшие письмена, именуемые современными египтологами не иначе, как “Тексты Пирамид”. Считается, что открытие было сделано исследователем Гастоном Масперо, который первым проник в пирамиду фараона V Династии — Унаса. Произошло это 28 февраля 1881 г.

Но нет сомнений, что еще до этого (причем тайно) были исследованы две другие пирамиды, также хранящие в себе письмена. И сделал это Огюст Мариет (1821-1881 гг.), директор Египетской службы древностей. Удивительным поэтому кажется тот факт, что известный египтолог Мариет, несмотря на просьбу Масперо организовать поиски текстов в пирамиде Унаса, ответил отказом, объявив, что исследование этой пирамиды — пустая трата времени и денег, и что никаких надписей там нет и не может быть!

“Если пирамида содержит текст, то это вообще не погребальное сооружение, не так ли?” — вот таким и был основной аргумент Мариета, который упорно полагал, что пирамиды — это гробницы фараонов и ничего более…

Мариет так и не узнал о том, что в пирамиде Унаса существовали надписи, поскольку скончался 19 января 1881 г. Его преемником на посту директора Египетской службы древностей стал… Гастон Масперо! Пирамида Унаса была исследована 28 февраля, пирамиды же фараонов Пепи Второго и Нефериркара —13 апреля 1881 г. 29 мая того же года ученые добрались до пирамиды фараона Тети. Исследования велись поистине лихорадочными темпами до конца 1882 г., когда Масперо смог, наконец, с гордостью доложить: “…менее чем за год заговорили пять так называемых “немых” пирамид в Саккара…”

Результаты исследований действительно далеко превзошли самые смелые ожидания, поскольку были обнаружены почти 4000 строк гимнов и заклинаний, причем подавляющая их часть оказалась написанной в наиболее древний период египетской истории. Самое большое количество текстов содержала как раз пирамида Унаса, последнего Перо V Династии (около 2350 г. до н.э.). В начале XX века, из-за достаточно односторонней и примитивной трактовки “Текстов” американским египтологом Генри Брестедом. было весьма широко распространено мнение, что “Тексты Пирамид” представляют собой просто более ранний, первоначальный вариант “Книги Мертвых”. Профессор-египтолог Уоллис Бадж утверждал, что эти “Тексты” были отредактированы и пересмотрены еще во времена, предшествующие Перо Мена (Нармера), то есть не позднее 3300 г. до н. э. С ним был полностью согласен и доктор Эдварс, прежний хранитель египетских древностей Британского Музея, который в 1947 г. писал: “…Большая часть “Текстов Пирамид” появилась не во времена V и VI Династий, они восходят к более раннему источнику”.

В 1969 г. известный английский филолог и египтолог Раймонд Фолкнер опубликовал наиболее полный перевод, озаглавленный им так: “Текст пирамид древнего Египта”.

…Первые признаки того, что упоминаемый в “Текстах” звездный культ обратил-таки на себя внимание исследователей, появились еще в 1946 г., когда доктор Селим Хасан, правильно определив направление поиска, заметил: “В определенный отдаленный период истории древнеегипетских религиозных воззрений существовало представление, что после смерти душа фараона превращается в звезду на небесах…”.

В 1952 г. египтологом-исследователем Мерсером была издана английская версия “Текстов”, в которой основное внимание уделено именно “Звездной доктрине”. Англичанин высветил принципиальный момент древней религии: веру в то, что фараон рождается снова, но уже как звезда, а его душа устремляется в небо, чтобы найти успокоение среди звезд Ориона — Озириса.

Звездный мир Озириса, согласно “Текстам Пирамид”, назывался “Ду-ат”, что и позволило Фолкнеру, после кропотливого анализа, утверждать, что само понятие “Дуат” — это не часть Солнца, а “часть видимого неба”.

“О фараон, ты Великая Звезда, собрат Ориона, которая пересекает небо с Орионом, которая правит (Дуатом) Миром небытия с Озирисом; …Небо породило тебя с Орио­ном…” [Тексты, 882-3].

“Небесные тростниковые лодки поданы мне и с их помощью я могу отправиться к Ра (поднимающемуся Солнцу), к горизонту. Я правлю лодкой на восточной стороне неба, когда (Ра) находится в своем северном регионе среди вечных звезд, покоящихся на своих опорах на востоке… Я буду между ними, поскольку Месяц — мой брат, а Утренняя звезда — мой потомок…” [Тексты, 1000-1].

“Тексты Пирамид” действительно содержат астрономические данные, в частности, результаты наблюдений за Орионом, Сириусом и другими звездами на том участке неба, который египтяне называли Дуат. Древние греки также утверждали, что египтяне связывают Нил со “Звездной рекой”, Млечным Путем! Со времен Гомера Нил ассоциировался с мифической небесной рекой, именуемой как Океаном, так и Эриданом. Но Эридан (созвездие, состоящее из цепочки звезд, связывающих Ригель и Ахернар) считался… ничем иным, как Млечным Путем. А в догреческие времена Океаном называли просто всю Галактику! Идентификация Нила с Эриданом (или Океаном), похоже, вообще была очень распространена в древности.

Еще одна из величайших загадок, оставленных нам в наследство древними египтянами — это так называемая эпоха “Первого времени”.

Именно эта эпоха всегда осознавалась как значительно более древняя, чем даже момент объединения Египта под эгидой фараона Мена. Кстати сказать, с самой датой — 3100 г. до н. э. — все обстоит вовсе не так уж гладко, как это может показаться на первый взгляд. С возникновением “научной египтологии”, которая, в свою очередь, началась с расшифровки Шампольоном египетских иероглифов в 1822 г., было выдвинуто множество мнений касательно точной даты начала правления фараона Мена (Нармера, Аха). Сам Шампольон относил начало Первой Династии к 5867 г. до н. э. Это, естественно, немедленно вызвало крайнее недовольство Церкви — ведь под сомнение ставилась библейская дата “Сотворения Мира”! Потом немецкий египтолог Карл Лепсиус слегка “передвинул” эту дату на 3892 г. до н. э. Но теперь уже настала очередь возмутиться самим египтологам. В 1870 г. Мариет называет в качестве “даты объединения” 5004 г. до н. э. Его коллега, тоже египтолог, доктор Бругш провозглашает несколько иную цифру — 4400 г. до н. э.

На том и успокоились. Несколько десятилетий этот год считался первым годом власти Нармера (Мена). В середине XX века, без сколько-нибудь серьезных на то оснований, дата воцарения первого фараона I Династии вдруг сдвинулась на 3100 г. до н. э. При этом даже касательно начала правления Великого фараона Сноффру (отца Хуфу) уже в наши дни можно встретить датировки, которые расходятся между собой весьма существенно. Например: около 2900 г. до н.э.; ок. 2686 г. до н.э.; ок. 2584 г. до н.э.; ок. 2614 г. до н.э. И так далее…

То есть говорить про сколько-нибудь удовлетворительную точность хронологии не приходится. Более того: в самых разных современных официальных научных источниках Сноффру называется: в одних — последним фараоном III Династии, в других — первым фараоном IV… Египетский источник, который используют и на который ссылаются наиболее часто, принадлежит авторству жреца по имени Мането, жившего в Нижнем Египте во времена Птолемея П. Этот Мането явно не догадывался, что ему предстоит оказать наибольшее влияние на современную египтологию. Так вот, именно в его описаниях содержится упоминание о ТАИНСТВЕННОЙ ЭПОХЕ, предшествующей этим Династиям. Согласно комментариям Евсебия (около 264-340 гг. н.э.), личного летописца Императора Константина Великого, хронология Мането упоминает ТРИ ЭПОХИ до Нармера, в частности, правление полубогов, продолжавше­еся 15150 лет, а также додинастическое правление (еще 13777 лет).

Поверить в подобные даты правоверный христианин Евсебий Цезарийский никак не мог, а потому сделал такое заключение: “Под годом я понимаю лунный цикл, состоящий из 30 дней…”. Но это уже, что вполне понятно, был полнейший произвол (если не просто глупость), который не имеет под собой никакого научного обоснования.

Интересные подробности содержатся в документе XVII Династии, так называемом “Туринском Папирусе”, найденном в Египте еще в начале XIX века. Там приводятся эпохи с такими продолжительностями, как 13420 и 23200 лет (в сумме — 36620 лет). Египтологи и здесь не позволили себе поверить древним. Между тем, хотя, согласно официальным данным, пирамиды были построены как ДО “ЖЕЛЕЗНОГО”, так и ДО “БРОНЗОВОГО” века, египтянам уже было известно метеорное железо, которое они называли “БЬЯ”… А вот о чем говорят фрагменты текстов.

“Я чист, беру с собой мои железные (бья) кости, я расправляю свои нетленные члены, которые находятся в чреве Нут…” [Тексты, 530].

“Мои кости — железо, и мои члены — неугасимые звезды” [Тексты, 1454].

Следует заметить, что в “Текстах Пирамид” фигурирует такое понятие, как ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ, которая достигается посредством возрождения фараона в виде звезды в созвездии Орион. Вот, например: “О фараон, ты — Великая Звезда, спутник Ориона, что пересекает небо вместе с Орионом… ты восходишь на небе на востоке, обновляясь в свой сезон и омолаживаясь в свое время… .

Но если в приведенном выше отрывке, при наличии требуемой доли скептицизма, еще можно усмотреть чисто литературные фантазии и ничего, кроме них, что же тогда сказать по следующему поводу: “Боги, что в небе, прибыли к тебе; боги, что на земле, собираются к тебе, они подставляют под тебя свои руки, они делают лестницу для тебя, чтобы ты мог взойти на небо; двери неба распахнулись перед тобой, двери звездного небосвода распахнулись для тебя”.

Древние говорили, что Озирис-Орион был ПЕРВЫМ, кто поднялся по великой лестнице, сделанной богами. И некоторые тексты не оставляют сомнения в том, что эта лестница не поднималась с Земли до Небес, а наоборот — ее спускали с Неба на Землю: ” Атум сделал то, что обещал фараону; он связывает для него веревочную лестницу”. Или вот еще: “При помощи чего может фараон взлететь?.. Нужно, чтобы тебе принесли (далее непонятное слово) корабль и (пропущено слово)… птицу. С помощью этого ты и взлетишь… Ты взлетишь и опустишься” [Тексты, 669].

В 1934 г. Уоллис Бадж честно признался: “Тексты Пирамид полны всевозможными трудностями. Точное значение многих встречающихся там слов — неизвестно… Конструкция предложения зачастую препятствует всем попыткам перевода… Совершенно очевидно, что период их использования в Египте лишь немного превышал столетие. Почему их так внезапно начали использовать в конце V династии и так резко перестали использовать в конце VI — необъяснимо…”.

Более того, у исследователей постепенно формируется убеждение, что писцы, некогда снимавшие копии, по которым резчики выполняли настенные надписи, вообще не понимали, о чем пишут…

Все большую актуальность приобретает следующая проблема: устройство пирамид Хуфу, Хафры и Менкаура говорит о том, что они являются КОНЕЧНЫМ ПРОДУКТОМ продолжительного архитектурного и инженерного опыта, накопленного в течение веков, а то и тысячелетий. А это, в свою очередь, не согласуется с большинством официальных археологических данных. Ведь ортодоксальная наука утверждает и сегодня, что эти пирамиды — из древнейших, что именно они — своеобразные предтечи последующих сооружений подобного типа…

Еще одна загадка: похоже, что “Тексты Пирамид”, как и пирамиды Гизы, появились на исторической сцене без всякой предварительной подготовки, но последние никаких надписей не содержали, в отличие от превосходно расписанных, но технически совершенно никудышных пирамид V и VI Династий. Что же касается пирамид фараона Сноффру, то туда доступ для исследователей всегда был ограничен значительно строже, чем в пирамиды Гизы.

В первом веке до нашей эры Египет посетил греческий историк Диодор Сицилийский. Современные историки считают его “некритичным компилятором”, то есть тем, кто честно воспроизводит источники, не занимаясь при этом “свободным творчеством”. Иными словами, это означает, что его исторические сведения имеют высокую степень достоверности! Вдобавок среди его информаторов имелись египетские жрецы. На расспросы Диодора относительно загадочного прошлого их страны последовал вот какой ответ: “Сначала, в течение чуть меньше 18000 лет, Египтом правили боги и герои, причем последним из богов-правителей был Гор, сын Изиды… Смертные же царствовали в этой стране, как они утверждают, немногим менее 5000 лет…”.

По этому поводу историк в свое время оставил следующий комментарий: “В общем, они говорят, что если во времена потопа, который приключился… и погибло большинство живых существ, то наиболее вероятно, что среди уцелевших были обитатели южного Египта… Если, как настаивают некоторые, уничтожение живых существ было полным, и Земля затем стала порождать новые формы животных, то все равно начаться этот процесс должен был именно в этой стране (Египте)…”. То есть для египетских жрецов всемирный потоп не был легендой или преданием — он был четко установленным фактом, о котором хранилась вполне достоверная информация. И нам остается только сожалеть о том, что до нашего времени от этих бес­ценных знаний дошли лишь небольшие обрывки, разнесенные ветрами переселений и завоеваний, теперь уже по всему миру… Будем надеяться, что однажды они сложатся в стройную непротиворечивую картину истории Древнего Египта.