Когда речь идет о безвозвратно утерянных сокровищах времен Второй мировой войны, сразу вспоминается Янтарная комната. Однако янтарное чудо было только малой долей пропавшего. По подсчетам историков, потери были значительными: около 1 млн. древних книг, бесценные музейные экспонаты и огромное количество рукописей. Судьба большинства пропавших сокровищ до сих пор покрыта тайной. Например, мало кто знает, что до войны в Керченском музее древностей находились ценнейшие экспонаты – золотые изделия из захоронений готов, монеты понтийского царя Митридата Великого, скифские украшения и большое количество драгоценностей, датируемых более поздними периодами.
В сентябре 1941 года Керченский музей готовил свои экспонаты к эвакуации. Именно в это время шеф СС Генрих Гиммлер создал специальную зондеркоманду, которой поручалось любыми средствами найти эти сокровища и привезти в Германию. К поискам драгоценностей были подключены специалисты самой таинственной мистической фашистской организации «Анненербе». Эта организация возглавляла изучение древнегерманской истории и вела активный поиск предметов — «наследия предков». Создана она была сразу после прихода к власти Гитлера в 1933 году. К работе в Анненербе были привлечены самые лучшие университетские ученые, которые придерживались нацистских взглядов. С помощью этих специалистов проводились многочисленные раскопки в разных частях мира: Новрегии, на Ближнем Востоке, Тибете. Нацисты упорно искали свои «корни», чтобы оправдать право германской нации на мировое господство. С 1937 года Анненербе перешло в полное подчинение Гиммлера. Когда гитлеровцы оккупировали Украину Анненербе начали исследования всех древних курганов и поселений в Северном Причерноморье. Их интересовало наследие одной из групп древнегерманских племен – готов, которые во времена III века н.э. имели собственную развитую культуру.
Историки считают, что готы пришли в Крым с территории, находящейся в низовьях Вислы. Греческий историк Поседоний называл готов «германцами», а Корнелий Тацит так описывал это племя: «жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела». В Крым готы пришли с мечами, частично уничтожив коренных жителей Крыма, а другую часть ассимилировав в своей среде. Со временем они стали самой главной силой в Крыму. Готы обитали на крымском полуострове дольше всех иных этносов. Гитлеровцы, во время Второй мировой войны, использовали сей факт для того, чтобы объявить Крым частью Германии. Они даже придумали название своей «новой территории» — Готенгау и планировали к 1960 году переселить на полуостров 5 млн. немцев.
Марфовский клад, хранившийся в керченском музее состоял из предметов, найденных в богатом готском захоронении. В немецких музеях, в то время, не было ни одной вещи, относящейся к остготской культуре. Особенную гордость коллекции составляла большая золотая диадема, ранее принадлежащая царице готов Федее, которая правила в I веке н.э. Найти и забрать эту коллекцию у русских, было задание, которое получили самые отъявленные головорезы Гиммлера…
При подготовке к эвакуации музейных ценностей из керченского музея все экспонаты были аккуратно упаковали в 19 ящиков. Кроме того, самую ценную коллекцию сложили в большой фанерный чемодан («золотой чемодан»). В чемодане были:
- монеты митридатовского времени, боспорские, понтийские из найденного в 1935 году, так называемого Таритакского клада;
- диадема из Марфовского клада, золотая, украшенная гранатами и сердоликами, золотые тонкие серьги и пряжки;
- золотые пластинки, украшенные изображением древних скифов, драгоценные бляшки с изображением молодых воинов и сфинкса;
- средневековая коллекция браслетов, перстней, колец, пряжек, медальоны с изображением древнегреческих богов, маски, золотые пластины, лепестки и иглы;
- монеты из Пантикапеи из червонного золота, монеты римского и греческого времени, византийские, русские, генуэзские, турецкие монеты, иконки, медали и многое другое.
В последних числах сентября все ящики и «золотой чемодан» были благополучно доставлены в порт Тамани, находящийся на кубанском побережье Керченского пролива. Керченские драгоценности перевезли сначала в город Краснодар, а затем в Армавир. Летом 1942 года немецкие бомбардировщики стали бомбить города Кубани. В ходе налета бомба попала в здание где хранились 19 ящиков с экспонатами. Начался пожар. Все содержимое ящиков сгорело до тла, но «золотой чемодан» уцелел, поскольку хранился в другом здании – помещении горисполкома. Когда ценности керченского музея привезли в Армавир, то чемодан вскрыли в здании горисполкома и сверили все содержимое с описью в присутствии специальной комиссии – все было на месте. Чемодан опечатали и поместили в охраняемый спецхран горисполкома.
В августе 1942 года немцы вошли в Армавир. Сотруднице армавирского горисполкома Анне Авдейкиной удалось в последний момент вывезти «золотой чемодан» из города. Вот что рассказала отважная женщина о спасении «золотого чемодана».
Когда советские войска ушли из Армавира, город стал зловеще безлюден. В горисполкоме двери были раскрыты настежь, ветер гулял по пустым коридорам. Несмотря на то, что многие документы вывезли, в комнате находился «золотой чемодан». Возможно, в суете и спешке про него все забыли. Да и внешний вид у него был непризентабельный. Анна Авдейкина с помощью своего племянника, не смотря на жесточайшую бомбардировку, вытащила чемодан из обрушающегося здания горисполкома. Худенькая слабая женщина и ребенок тащили 80-ти килограммовый чемодан с ценностями на сборный пункт эвакуации с надеждой успеть его отправить из города. Только счастливый случай позволил им найти в суматохе председателя горисполкома, который смог погрузить «золотой чемодан» вместе с его спасительницей, практически, в последний грузовик, уезжающий из города. По дороге машину обстреляли, но несмотря на это она доехала до станицы Спокойная. Там Анна сдала драгоценный чемодан начальнику отделения Госбанка. После чего сама смешалась с толпой беженцев, которые старались уйти подальше от города. Но далеко люди не ушли, их задержали немецкие автоматчики. Анна уничтожила свои документы, чтобы немцы не узнали о том, что она сотрудница армавирского горисполкома и опись драгоценностей из «золотого чемодана». Ей удалось бежать из фильтрационного лагеря и до освобождения Армавира она работала в тылу.
После возвращения домой ей рассказали о новостях, которые имели отношения к «золотому чемодану». Оказалось, что при оккупации города за ней приходили гитлеровцы, которые тщательно обыскали весь дом и прилегающий к дому участок. Допытывались у всех куда уехала Анна, кто ей помогал и, самое главное, какие вещи она увезла с собой. Особенно их интересовал некий чемодан, который мог быть среди вещей. Скорее всего, в городе был предатель, доложивший немцам, что из горсовета Анна выходила с чемоданом. В гестапо сразу поняли, что это был именно тот «золотой чемодан», который искала специальная зондеркоманда.
К сожалению, вскоре немцы пришли и в станицу Спокойную. Директор Госбанка станицы Спокойная, Яков Лобода, ушел к партизанам и унес собой «золотой чемодан». Искусствовед Е. Кончин, долгое время занимавшийся поиском «золотого чемодана», писал, что в партизанском отряде только руководители знали о хранящихся драгоценностях и осознавали всю ответственность за сохранность народного имущества.
В декабре партизанский отряд понес огромные потери и командование решило распустить отряд. Личное оружие, снаряжение, документы решено было закопать в разных местах. О каждом тайнике знали только два человека. К сожалению, неизвестно кто прятал «золотой чемодан», может быть это сделал сам Лобода.
Яков Лобода, выходя их окружения, попал в засаду и был схвачен немцами. Его приговорили к расстрелу, но дали повидаться с женой. Возможно он что-то рассказал о месте, где находится чемодан, но женщина, убитая горем, даже не смогла понять, о чем идет речь.
Якова Лободу и его товарищей расстреляли, а следы «золотого чемодана» оказались потерянными. После изгнания немцев с Кубани в 1943 году, выяснилось, что сам «золотой чемодан» был найден на стоянке партизанского отряда, но в нем было только несколько украшений. Пропало около 700 драгоценностей и знаменитая диадема царицы готов! Специальная комиссия занималась поисками, поскольку подозрение сразу пало на бойцов партизанского отряда. Но допросы и аресты ничего не дали – сокровища исчезли безвозвратно.
Настоящим шоком стало сообщение, что после войны в одном из немецких замков советские солдаты нашли часть ценностей из керченского музея. А совсем недавно, в 2006 году, на территории федеральной земли Гессен, полиция обнаружила 500 монет эпохи Пантикапея и Боспорского царства. Два года музейные работники Крыма доказывали «керченское» происхождение драгоценных монет. В 2009 году монеты вернулись в керченский музей, и теперь нумизматическая экспозиция музея оказалась самой ценной в мире. Но эти монеты не входили в коллекцию «золотого чемодана» …
В 1946 году мальчишки из станицы Спокойная нашли золотую пряжку, которая, судя по описанию, входила в перечень сокровищ «золотого чемодана». Судьба ее не известна – она пропала! И это очень подозрительно, хотя вполне возможно, что несмотря на окончание войны, Анненербе перешла в подполье и ее сотрудники все так же действуют на территориях разных стран. Им ничего не стоило сразу после войны продолжить поиски «золотого чемодана», используя огромные финансовые возможности и агентов в СССР.
В Советском Союзе государство не занималось поиском ценностей керченского музея. Все что известно о «золотом чемодане» сегодня – результат работы энтузиастов.
Не исключено, что агенты Анненербе добились-таки результатов в поисках сокровищ готов из «керченской» коллекции и тогда бесценные предметы древности навсегда потеряны для отечественной исторической науки.
На сегодняшний день официально считаются безвозвратно утраченными, ценнейшие предметы из «золотого чемодана», являющиеся неповторимым памятником культуры древних народов мира. Остается только надеяться, что когда-нибудь они все же будут найдены.