Сожжение планеты Солнцем относится к несомненным трудностям в трактовке гороскопа. Многие школы современной астрологии вообще игнорируют этот фактор при анализе карты. Мол, соединение планеты с Солнцем вполне достаточно трактовать как любое другое соединение, просто сочетая значения планеты со значениями Солнца на равноправной основе. Другие астрологи, основываясь на традициях прошлых веков, придают особое значение тому оптическому факту, что в непосредственной близости от Солнца планеты невозможно увидеть на небе, они как бы сгорают в солнечных лучах. Но как именно этот оптический факт трактовать? Буквально считать, что если планета сожжена Солнцем, то её как бы нет в гороскопе? Или считать, что проявления этой планеты будут более скрытыми, почти невидимыми?
Однако обращение к натальным картам конкретных людей недвусмысленно опровергает столь прямолинейные трактовки. Многие выдающиеся ораторы, учёные и писатели имеют в своих гороскопах сожжённый Меркурий; многие знаменитости из мира искусств родились на сожжённой Венере; многие спортсмены-чемпионы достигли своих побед, невзирая на сожжённый Марс.
Мне представляется, что для адекватной трактовки сожжённых планет нужно разобраться в нескольких вопросах. Самый главный из них: если мы говорим об исчезновении планет в сиянии солнечного света, то что именно исчезает с точки зрения астрологии? Функции планет никак не могут исчезнуть из гороскопа, ведь люди с сожжённым Меркурием думают и общаются с другими, у людей с сожжённой Венерой всё равно есть свои вкусы и предпочтения, и даже людей с сожжённой Луной рожают матери. Сила планет, как мне думается, тоже не может исчезнуть совершенно бесследно. Закон сохранения энергии должен действовать и в астрологии. Если у сожжённой планеты сила уменьшилась, в каком-то другом месте гороскопа эта сила должна прибавиться. Тогда в каком?
Логично предположить, что ключом к ответу должен являться анализ влияния Солнца. Коль скоро при сожжении свет от планеты “забивается” солнечным светом, то с астрологической точки зрения именно Солнце “подминает под себя” функции такой планеты. Дневное светило традиционно обозначает родителей (особенно отца), начальников, правителей, авторитетные фигуры и так далее. Значит, сожжение планеты Солнцем подобно ребёнку, контролируемому родителями, или работнику, которому не даёт воли начальник. Если Солнце в гороскопе злое, планета встретит препятствия для самовыражения со стороны самодура или деспота, если Солнце доброе – это будет походить на проблемы детей знаменитостей. Как бы они ни пытались доказать, чего они стоят сами по себе, всё равно они остаются в тени своих выдающихся родителей. Кроме того, в каждой конкретной карте Солнце обычно управляет каким-то домом гороскопа (если есть куспид во Льве), и доминирование над сожжённой планетой может исходить со стороны фигур или тем, обозначенных этим домом.
В целом, сила и значения сожжённой планеты переходят во власть Солнца. Именно оно определяет, позволить ли планете что-то сделать или нет. И далеко не всегда реализуется сценарий “собаки на сене” (“сам не пользуется и другим не даёт”). Солнце и само может использовать ресурсы планеты (правда, в основном в собственных интересах) и позволять другим – если оно им благоволит. Но без разрешения Солнца-родителя планета-ребёнок никуда гулять не пойдёт. Если родителям нравится этот соседский мальчик, они разрешат своему сыну с ним погулять во дворе, но если нет – сын будет сидеть дома. Именно этим объясняется правило средневековой астрологии, согласно которому аспект к сожжённой планете сам по себе может не дать никакого результата (произойдёт так называемый “возврат силы”), ибо эта планета не имеет власти над своими поступками. Здесь на первый план выходит изучение взаимоотношений аспектирующей планеты с Солнцем. Например, если Марс аспектирует сожжённую планету, которая вместе с Солнцем находится в Скорпионе, то Солнце отзовётся на желания Марса (поскольку признаёт его своим хозяином) и позволит ему вступить в контакт с сожжённой планетой. Но если Солнце не находится ни в каких достоинствах Марса, следует ждать возврата силы.
Ещё один важный вопрос. Если мы признаём, что соединение с Солнцем неравноправно, поскольку Солнце обычно доминирует над сожжёнными планетами, есть ли хоть какое-то обратное воздействие? Скажем, если Солнце сжигает Сатурн, испытает ли оно на себе ограничивающее и дисциплинирующее влияние Сатурна? Или же оно не будет признавать никаких ограничений, а о функциях Сатурна будет вспоминать, лишь когда ему это для чего-то понадобится?
Обратный эффект присутствует. Если вернуться к аналогии с начальником и подчинённым, становится понятно: любой руководитель вынужден вникать в те дела, которые он возглавляет. Так, даже гражданский человек, поставленный во главе министерства обороны, начинает мыслить военными категориями и военными задачами. Конечно, начальники бывают разными, но общая тенденция такова. Поэтому Солнце, осознавая, какие инструменты-планеты оказываются у него в руках, обычно стремится их использовать, а не игнорировать. В результате, темы сожжённых планет оказываются в кругозоре интересов Солнца. Но всё равно они его лишь подпитывают, а не управляют им. Таким образом, подмеченная нами в начале статьи закономерность (многие спортсмены имеют в своих гороскопах сожжённый Марс, многие художники – сожжённую Венеру, и т.д.) получает объяснение сразу на нескольких уровнях трактовки. С одной стороны, физическая активность спортсменов (Марс) нередко с самого детства находится под неусыпным контролем родителей и тренеров (Солнце). Это же касается музыкантов с сожжённой Венерой: у них обычно есть родитель, наставник, худрук, дирижёр и т.п., который будет постоянно на эту Венеру давить и эксплуатировать её. С другой стороны, успехи подопечного станут источником гордости для наставника, удовлетворят его амбиции, поднимут его в глазах окружающих. Наконец, если рассматривать Солнце как сигнификатор нашего собственного эго, то сожжённые планеты подпитывают его и окрашивают в свои тона.
Следующий вопрос. Вся ли сила сожжённой планеты контролируется Солнцем? Или у планеты в сожжении всё же есть возможность хотя бы часть своей силы “утаить” от дневного светила? Практика показывает, что такая возможность действительно есть. В частности, мощным каналом, по которому сожжённая планета может направлять свою энергию в обход Солнца, является расположение в одном зодиакальном знаке с зависящей от неё планетой, которая, в свою очередь, находится вне сожжения.
Ярчайший пример подобной ситуации предоставляет нам натальная карта Вольфганга Амадея Моцарта. Согласно сохранившейся записи в дневнике отца, знаменитый композитор родился в Зальцбурге 27 января 1756 года ровно в восемь часов вечера
Обратим внимание, что самой сильной по положению в Зодиаке планетой в этом гороскопе является Сатурн во 2-м градусе Водолея. Он управляет пятым домом (тема творчества) и сам в нём стоит. Однако, согласитесь, ни творческая реализация Моцарта, ни его удовольствия и развлечения (до которых он был большой охотник) как-то не описываются Сатурном – самой суровой и мрачной планетой в астрологии. Очевидно, что в данном контексте в гороскопе выдающегося музыканта и большого модника мы бы скорее ожидали увидеть Венеру. Но посмотрим внимательнее: в пяти с половиной градусах от Сатурна (в 8-м Водолея) располагается Солнце, а ещё через градус – Меркурий (в 9-м Водолея). Таким образом, в карте Моцарта сожжён не только Сатурн, но и Меркурий – управитель двух важнейший домов (первого и десятого). Обе эти планеты качественные, сильные эссенциально, а значит, обозначают большой творческий и карьерный потенциал. Но Солнце, их сжигающее, здесь является злой планетой, поскольку располагается в знаке изгнания. Кроме того, Солнце управляет XII домом, обозначающим тайных врагов и дурные привычки. Но в Водолее также находится Венера. Она, казалось бы, совсем слаба (не имеет эссенциальной силы, да ещё стоит в падающем доме). Однако, что самое главное, она далека от сожжения (в 22-х градусах впереди Солнца), а будучи эссенциально слабой, тем более послушна воле своего диспозитора Сатурна и управителя стихии Меркурия. В результате, хотя Сатурн и Меркурий сами не могут полностью раскрыть свой потенциал, будучи во власти самодура-Солнца, они передоверяют реализацию своих ресурсов Венере. А судя по мощи композиторского таланта и уровню славы Моцарта, мы можем уверенно сказать, что силы этой Венере в обход Солнца досталось очень даже немало.
В биографии Моцарта мы в обилии находим подтверждения той трактовке сожжённых планет, что была дана мною выше. Он никогда не был свободен в своём творчестве, был вынужден писать музыку в тех жанрах и на те сюжеты, что велело начальство, да и в качестве музыканта работал в услужении у князя-архиепископа Зальцбургского. Архиепископ Коллоредо считал Моцарта простым слугой, который должен знать своё место, и карьерного развития ему не давал. Хотя, очевидно, наличие такого гения среди слуг тешило самолюбие князя. Когда Моцарту удалось всё же вырваться со службы в Зальцбурге, он сменил хозяина, постаравшись сделать карьеру при дворе австрийского императора, но тоже не сильно преуспел. Были тут и происки тайных врагов и конкурентов (легенда о Сальери – кстати, солнечном Льве – при всей своей мифичности весьма показательна). Были и дурные привычки, подрывающие здоровье (сожённый управитель первого дома) и мешающие творческой реализации (сожженный управитель пятого дома). Именно разгульный образ жизни, судя по всему, стал основной причиной ранней смерти Моцарта.
Кстати, этот пример убедительно опровергает мнение известного британского астролога Джона Фроули, что сожжение планеты в своей обители – это якобы позитивный фактор, который следует трактовать как взаимную рецепцию. Согласно такому подходу, в карте Моцарта Солнце зависит от Сатурна, поскольку расположено в его обители, а Сатурн зависит от Солнца, поскольку сожжён им. И в результате они должны взаимодействовать к обоюдной выгоде!.. Но действительность жизни и карьеры Моцарта была совсем иной. Вдобавок ко всему, пресловутый князь-архиепископ Зальцбургский Иероним Коллоредо, от которого натерпелся Моцарт, родился 31 мая 1732 г. и имел в своей натальной карте Меркурий, сожжённый Солнцем в 11-м градусе Близнецов. А у Моцарта в 11-ти градусах Близнецов – Середина Неба, куспид Х дома! Согласитесь, красочный штрих к истории взаимоотношений начальника-князя и подчинённого-музыканта. У самого Моцарта Меркурий (управитель I и Х домов) сожжён злым Солнцем, и в гороскопе его хозяина-самодура сильный Меркурий сожжён Солнцем – причём точно на куспиде дома карьеры Моцарта. А согласно подходу Фроули мы, опять же, должны были бы порадоваться, что в карте Коллоредо Меркурий в Близнецах сожжён – ещё одна “прекрасная рецепция”, улучшающая обе планеты в соединении. А следовательно, такое соединение на МС карты Моцарта следовало бы трактовать как появление в лице архиепископа идеального начальника для Моцарта, продвигающего его к вершинам карьеры. А не задвигающего в никуда, как это было на самом деле…
Нередко задают ещё один вопрос (в частности, после прочтения того же Фроули): считать ли сожжением ситуацию, когда Солнце находится в одном зодиакальном знаке, а планета, отстоящая от него всего на две-три градуса, при этом располагается в соседнем знаке? Ведь в традиционной астрологии часто встречается утверждение, что планеты в соседних знаках “не видят друг друга”, и поэтому соединение через границу знака не считается. Однако сожжение – это оптическое явление, никак не связанное со знаками Зодиака. Если Луна через час после новолуния перейдёт в следующий знак, мы её всё равно на небе не увидим. Граница знаков – не физическая заслонка. Фазовые взаимоотношения планет вообще не связаны с тем, в одних ли знаках Зодиака находятся планеты или в разных. Нас волнует только реальное расстояние между планетой и Солнцем. Да, если сожжённая планета отделена от Солнца границей знака, то соединения между ними не будет. Утеряется согласованность действий планеты и Солнца, но сожжение останется. В таких случаях Солнце зачастую даже не догадывается, насколько оно мешает сожжённой планете проявить себя, и ему не приходит в голову воспользоваться своей потенциальной властью над этой планетой в своих интересах.
Наконец, последний вопрос, который нужно хотя бы упомянуть в этой статье. На каком точно расстоянии от Солнца планеты оказываются в сожжении? Все классические авторы сходятся в том, что в точнейшем соединении с Солнцем (“в сердце Солнца”) планеты не сожжены, а напротив, обретают большую власть над Солнцем – хоть и ненадолго, пока не удалятся от Солнца на 16 минут дуги. С 17-й минуты наступает сожжение. На расстоянии 6-8 градусов от Солнца сожжение ощутимо ослабевает – настолько, что многие средневековые астрологи даже выделяли особую фазу положения “в лучах Солнца”, отличную от собственно сожжения. Это положение длится до удаления на 15-18 градусов от Солнца, после чего планеты считаются окончательно освободившимися от Солнца. Однако многие авторы, особенно в раннесредневековой традиции, не считали сожжение и положение “в лучах” чем-то принципиально различным. Здесь, скорее, важна динамика: если планета приблизилась к Солнцу градусов на 10 и дальше будет всё больше сближаться с ним, следует говорить о грядущем ослаблении самостоятельности и яркости проявлений этой планеты. Но если планета уже удалилась от Солнца на 10 градусов и в последующие дни расстояние между ними будет всё больше увеличиваться, следует говорить о грядущем освобождении от контроля и диктата Солнца и всё большей проявленности тем этой планеты в будущем. Точное угловое расстояние между планетой и Солнцем, после которого планета станет видна на небе, зависит от большого количества факторов, включая условия наблюдения. Характерен пример “Книги наставлений” ал-Бируни: знаменитый среднеазиатский учёный приводит некие цифры (в частности, говорит о том, что выходом из-под лучей Солнца для Венеры и Меркурия можно считать удаление на 12 градусов, для Сатурна и Юпитера – на 15, а для Марса – на 18), но тут же отмечает: “вовсе не обязательно, что планеты в этот период будут видимыми, поскольку время видимости варьируется в зависимости от конкретной страны и климата” (“Книга наставлений…”, с. 222).
Денис Куталёв