Самый большой айсберг в мире направился в район судоходных маршрутов в Южной Атлантике, раскалываясь по пути. Площадь ледяного монстра в два раза больше Москвы, включая Новую…
Громадный ледяной стол под именем А-68 потерял часть площади. От него откололся небольшой кусочек площадью 175 квадратных километров. Этакий плавучий Лихтенштейн. Или Сочи, если кто-то не был в Лихтенштейне.
Поскольку “стол” сам занимает площадь 5800 кв. км, для него эта потеря сравнима с той, как если бы от обычного семейного стола отвалился кусок размером 5 на 6 см.
Польза и вред от айсберга
Но главное в том, отмечают учёные, что пошёл неизбежный процесс разрушения любого айсберга. А на том, как говорится, мир стоит. Разве что в данном случае занимательную для науки изюминку составляет то, что А-68 – самый большой в мире и второй по величине в истории наблюдения кусок льда, оказавшийся в отдельном плавании по океану.
“По соотношению длины и толщины айсберг похож на стопку из пяти листов бумаги формата A4, – можно найти в прессе высказывание английского учёного из университета Суонси, профессора Адриана Лакмана. – Поэтому я поражён тем, что океанские волны уже не превратили айсберг А-68 в массу битого льда”.
Обычно айсберги больше года в тёплых водах не живут, – прокомментировал Царьграду эту историю один из авторитетных океанологов страны, член-корреспондент Российской академии наук Владимир Жмур. – И обычно крупные айсберги далеко не отплывают. Но у нас не очень большой опыт наблюдения за такими большими образованиями, за их эволюцией. Статистика ограничена, хотя слежение внимательное. И сколько лет данный айсберг будет таять, непонятно.
И, добавим от себя, куда его за это время занесёт… Хотя если куда-нибудь до мающихся от засухи мест типа пустыни Сахары или Аравийского полуострова, то, пожалуй, тамошнее население могло бы только порадоваться.
“Что от этого айсберга может быть приятного и неприятного? – переспрашивает профессор Жмур. – Приятным было бы, если он сможет приплыть туда, где жарко и сделать там прохладно – он очень долго тает. Но это же одновременно может быть неприятным, если тебе похолодание не нужно. Это, пожалуй, единственное, какие от него могут быть польза или вред, это всего лишь айсберг, которому на роду написано рано или поздно раствориться в океане”.
“Вот только не доплывёт он до жарких стран, – разочаровывает учёный обитателей не только Сахары, но и находящейся в Южном полушарии пустыни Калахари. – Он вряд ли пересечёт экватор, потому что течения его туда не погонят. Вокруг Антарктиды существует довольно сильное циркумполярное течение. Оно и будет гнать его вокруг Земли по широте. Айсберги сильно зависят от океанских течений”.
Типичный огромный айсберг
Для Антрактиды, которая покрыта мощным льдом, там максимальная высота ледового покрытия – три километра, сползание ледника с материка в море – вполне естественный процесс, – прокомментировал Царьграду ситуацию научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд. – Этот процесс сползания ледника с материкового склона в океан называется абляция. Этот процесс бесконечный и естественный. Весь период изучения Антарктиды говорит именно об этом.
Несмотря на огромные размеры (впрочем, в два раза меньшие, чем имел чемпион всех времён наблюдений, айсберг В-15 площадью в 11 тыс. кв. км, когда откололся от Антарктиды в 2000 году), А-68 – вполне типичный представитель своего ледяного семейства, говорят учёные. Он откололся в июне 2017 года от шельфового ледника Ларсена. Некоторое время – около года – продолжал находиться вблизи ледника, оказавшись на мели. Уже тогда начал разрушаться. Затем двинулся в северо-восточном направлении по так называемой “аллее айсбергов” и сейчас дошёл до широты 63 градуса. Есть немалая вероятность, что по примеру других своих крупных собратьев он сможет достичь широты 54 градуса. Это примерно широта Москвы (опять Москвы, хм). Правда, напомним, всё это происходит в южном полушарии. Нам дополнительный холод не грозит.
Там же, в Антарктике, готовятся уйти в самостоятельную жизнь ещё два больших куска сползающих в океан ледников. Но будут они целыми образованиями или сразу развалятся на относительно небольшие куски, покажет лишь время.
“Обычно лёд отламывается относительно мелкими кусками, – отметил профессор Жмур. – Но тут, видимо, спокойно было, когда эта огромная льдина сползала в воду”.
Что мы можем с ним сделать?
При разговоре о бесполезно тающих горах пресной воды – а масса А-68 оценивается ни много ни мало в триллион (!) тонн – традиционно высказывается мысль о том, как хорошо было бы использовать это богатство в интересах народного хозяйства. Ну, подогнать, например, куда-нибудь к Саудовской Аравии и крикнуть звонко: “Мархаба, принц Мохаммад! Не хочешь купить?”. И услышать с торжеством его произнесённый вдруг севшим голосом ответ: “Бикам хата?”.
Можно ли как-то подпихнуть айсберг или на буксир его взять, чтобы переправить это становящееся дороже нефти пресное золото туда, где оно так нужно в видах всё более нагревающейся планеты? Ну, позвать пару американских авианосцев, если наш “Пётр Великий” один не справится, поделимся потом с Трампом саудовскими денежками…
“По поводу айсбергов были очень интересные обсуждения на тему, можно ли их транспортировать очень быстро, – вспоминает Роман Вильфанд. – Думали, как можно способствовать тому, чтобы техническими средствами очень быстро переместить айсберг в южные регионы Африки, где явно пресной воды не хватает. А ведь к тому же это – чистейшая вода, она же из Антарктиды, где экология потрясающая! Но технические решения, насколько я знаю, так и не были найдены. Так что эта проблема существует”.
Нет, толкнуть его нельзя, – обламывает светлые мечты и Владимир Жмур. – Даже относительно мелкий айсберг толкнуть нельзя. Мыслей и расчётов на эту тему было много, но ни до чего не додумались. Во-первых, просто несопоставимые массы. Во-вторых, есть рассказы о том, что можно как-то подтолкнуть совсем малюсенький айсберг массой не более чем в десять раз больше массы буксира, но есть ещё и океан. А там ветер, волны, течения гораздо более мощные, чем всё то, с чем могут справиться наши корабли.
Возможен ли новый “Титаник”?
Но есть ещё одна опасность, известная нам на примере “Титаника”, даже не налетевшего на айсберг, а лишь чиркнувшего по нему своим бортом. Что если ледяной “стол” размером в две Москвы вылезет на морские транспортные пути? Тем более что немало судов заходят далеко к югу, огибая мыс Горн, а оживлённая морская дорога от Австралии к восточному побережью США заметно отклоняется к Антарктиде ради сокращения маршрута. А если мы не знаем, как долго будет таять гигант А-58, так он, быть может, ещё в достаточно крупном состоянии сможет выползти прямо на эти маршруты? Убийцу “Титаника” тоже ведь никто не ждал так далеко к югу…
“Нет, новый “Титаник” исключён, – считает глава Гидрометцентра Роман Вильфанд. – Это тогда, в ту эпоху наука не обладала возможностями вести постоянные наблюдения за какими-то метеорологическими, океанологическими факторами и феноменами. В том числе и отвечать на вопрос, увеличилось количество айсбергов или уменьшилось. Или вот тайфуны, тропические циклоны – сколько их, где они?
Но все эти события сейчас, в период спутниковой эры, можно наблюдать уверенно. Мы видим очень детально, как те же тайфуны перемещаются, как развиваются, их интенсивность. Вся эта информация ежедневно, каждый час передаётся с использованием данных дистанционного зондирования. Так называемые всепогодные спутники позволяют и облачность пробивать в разных специальных диапазонах. Поэтому сейчас очень хорошо диагностируются все события и у нас в Арктике, и в Антарктике.
Поэтому с точки зрения безопасности это, конечно, совершенно разные эпохи. Каких-либо трагических ситуаций, опасностей не видно, потому что все перемещения айсбергов сейчас очень хорошо диагностируются с помощью спутниковых данных, натурных наблюдений. Поэтому, конечно, никаких повторений событий с “Титаником” быть не может. Это просто исключено”.
Будем оптимистами: это ещё не конец!
Такая серьёзная структура, как Европейское космическое агентство (European Space Agency/ESA), сообщила о результатах международного исследования баланса массы ледяного покрова (IMBIE), проведённого командой из 89 полярных учёных под руководством Эндрю Шепарда из Лидского университета и Эрика Айвинса из Лаборатории реактивного движения НАСА.
Основываясь на сопоставлении и объединении данных с 11 спутников за последние три десятилетия, учёные, как утверждается, создали наиболее полную картину потери льда на планете на данный момент.
Согласно полученным данным, таяние льда в Антарктиде и Гренландии увеличивается быстрее, чем ожидалось даже по наихудшему сценарию потепления климата, сделанному Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК). В последнем же докладе МГЭИК было предсказано, что “к 2100 году уровень Мирового океана поднимется на 60 сантиметров, и, по оценкам, это поставит под угрозу ежегодных наводнений прибрежные районы, где проживает 360 миллионов человек”.
Аналогичные процессы потери льда наблюдаются и в Исландии.