Народное повстанческое движение опрышек было направлено против крепостного права и произвола крупных землевладельцев — так писала официальная советская история. Копаем глубже.
«Русины
на всякое лукавство готовые злодеи», — писали в 1569 году австрийские инспекторы. Они с трудом унесли ноги от опрышков, промышлявших грабежом на дороге из Станиславова [современный Ивано-Франковск].
Земли Галичины и Закарпатья были головной болью для любой власти, будь-то Венгрия, Литва, Польша, Трансильвания или Австрия. Отобрав территорию у соседей, новые правители устанавливали новые порядки и повинности, разоряя местных жителей. В 15—16 веках на западе Украины распространяется крепостничество. Край повергнут в глубокий многовековой кризис.
«Австрия застала [в 18 веке] Галичину в огромном запустении, без школ … дорог … больших городов … промысла, торговли, с бедным и полностью порабощенным польской шляхтой сельским населением…», — писал историк Василь Верига.
Бедность и криминал шли рука об руку. Давление феодалов вызвало серию мятежей, мощнейшим из которых было восстание Мухи и Борули 1490–1492 годов. Крестьяне жгли усадьбы, убивали хозяев. События завершились традиционным погромом от шляхты и наемников. Предводителей бунта казнили, селян разогнали.
Однако уже в 1498 году первые отряды опрышков начали грабить бояр и богатых арендаторов земли в Прикарпатье. Но что они отдавали бедным? Достоверных свидетельств мало. Зато есть огромное количество легенд, поэм, романов и, как следствие, искаженных фактов.
МИФ №1 НАЗВАНИЕ
Почему «опрышки»? Название созвучно со словами «опрыч» (в стороне), «опрыск» (скала), «опрысклывый» (несдержанный). Но есть и менее поэтичная, зато более вероятная версия.
Тамила Высицкая в книге «Опрышки: легенды и действительность» пишет, что до 19 века документация в этом регионе велась на латинском языке. В документах Речи Посполитой часто встречалось слово «oppressor» — нарушитель, притеснитель. Возможно, этот канцеляризм попал в народную речь и закрепился в ней.
МИФ №2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
Бытует мнение, что опрышками были исключительно представители украинских этнических групп — бойки, лемки и гуцулы. На самом деле, присоединиться к ним мог любой авантюрист.
Известный опрышок Григор Пынтя [Пынтя Храбрый] был по происхождению румыном и до старта бандитской карьеры служил в австрийском гарнизоне.
В одном из архивов земского суда Австрии было найдено объявление 1837 года о розыске карпатских бандитов Мойши Янкеля Райзнера, Сруля Мендель Шора, Герша Мендона и Берля Леви. Дата совпадает с очередной волной активности опрышков. В некоторых легендах говорится о сотрудничестве опрышков с цыганами, но конкретных свидетельств этого не найдено.
МИФ №3 МОТИВАЦИЯ
Опрышки никогда не испытывали дефицита кадров, но приток людей стимулировала не одна только тяга народа к справедливости. Опрышничество было простейшим способом сбежать от феодального гнета и неплохо заработать. Отжатое у поляков, евреев и австрийцев имущество делилось между членами банд.
В 70-х годах 18 века мужское население Гуцульщины массово шло в опрышки и для того, чтобы уклониться от всеобщей воинской повинности. Австрийский журналист Мартин Поллак в книге «На Галичину» писал, что при приближении драгунов к селу, гуцулы бежали в горы и непролазные карпатские заросли. Не поймали — повезло, можно спокойно возвращаться домой, как только рекрутеры уйдут.
Будучи все-таки записанным в армию, гуцул дезертировал при первой возможности. Тогда уже домой идти было нельзя. Защитой и семьей становилась банда.
МИФ №4 СПРАВЕДЛИВОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ
В романах и поэмах опрышки грабили только богатых врагов, а убивали из необходимости, не трогая женщин и детей. Если бы так…
Летом 1704 года на Косов
напали опрышки Григора Пынти. В день нападения арендатор Гдаль Мошкович шумно справлял в городе женитьбу сына Лейбы. Опрышки устроили ту еще «Красную свадьбу
»: жениху отрубили руку и голову, жену и сына одного из гостей обезглавили, нескольких детей из семей богатых арендаторов зарубили.
В Центральном историческом архиве Львова хранится протокол со списком награбленного: «В доме Гдаля взято жемчуга … шнуров двенадцать, за которые даны золотых тысячи двести … кораллов шнуров два, на которых было дукатов четыре, в каждом дукате по два красных золотых, стоимостью золотых тридцать пять; короны одна золотая, другая серебряная, дано за них золотых девяносто; пиховки [ножны] серебряные две стоимостью золотых тридцать четыре … Сыну Гдалевому Лейбе взято из ящика ложек серебряных стоимостью золотых тридцать два, кубков серебряных два стоимостью золотых пятидесяти пяти, два шнура кораллов с жемчугом, между которыми была золотая штучка, обсаженная рубинами, стоимостью золотых двести двадцать; жупан из камки [иранская шелковая ткань с цветными узорами] стоимостью золотых восемнадцать».
МИФ №5 ОЛЕКСА ДОВБУШ
О самой известной личности движения опрышков известно совсем мало достоверных фактов. Он родился в селе Печенежин, имел брата Ивана
и жену, в первой половине 18 века разбойничал. В хрониках пострадавших сел Карпат, Буковины и Подолья подробно перечислены жертвы: ограбленные торговцы, убитые польские помещики, изнасилованные боярские дочки.
Во время похода на Борщев [сейчас — Тернопольская область] Олекса Довбуш напал на усадьбу польского магната Константина Злотницкого, который был известен садистским отношением к селянам. Довбуш долго пытал пана, перед тем как убить. В следственных материалах официально зафиксирована фраза Довбуша: «…Не за деньгами твоими я пришел-сми суда, а по твою душу — чтобы ты людей бирше не мучил. И не проси, и не трать слов зря — все равно умрешь в лютых муках». После смерти магната опрышки ничего не взяли из его особняка.
Довбуш был убит в 1745 году космачским гуцулом Степаном Дзвинчуком. Вот и вся историческая информация.
Олекса частенько захаживал к жене Дзвинчука. Когда опозоренный муж узнал об этом, то сам отлил серебряную пулю и освятил ее у 12 священников на 12 службах. Это уже легенда.
Последним мстителем карпатских лесов стал Никола Шугай. После побега с фронта Первой мировой простой парень из села Колочава стал легендой поствоенных Карпат. Погиб Никола вместе с братом Юрием в 1921 от рук своих побратимов, которых подкупили чешские жандармы.
Автор: Мария Чаркина