Роль Спасителя в Треугольнике Карпмана

26.09.2017
Школьная программа включает множество предметов. К сожалению, среди них нет одного, на мой взгляд, очень важного, который бы учил строить взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому всю жизнь нам приходится этому учиться самостоятельно и чаще всего методом проб и ошибок. Вот почему практически каждый человек, в большинстве случаев сам того не подозревая, время от времени оказывается втянут в так называемый Треугольник Карпмана – проблемные отношения, участники которых играют одну из трех ролей – Жертва, Преследователь или Спаситель.
Сейчас речь пойдет о роли Спасителя. Как часто в вашей жизни возникали ситуации, когда вы с головой погружались в проблемы другого человека, стремились его защитить, всячески поддерживали и помогали всевозможными способами, порой в ущерб себе, а через какое-то время с сожалением осознавали, что ситуация практически не изменилась, человеку лучше не стало, зато у вас появилось чувство опустошенности, недовольства, злости или обиды? Если подобное в вашей жизни происходило, это значит, что в тех ситуациях вы играли роль Спасителя.Многие люди стремятся помочь по доброте душевной, искренне веря, что совершают доброе дело. Однако, если заглянуть поглубже, становится ясно, что зачастую подобным поведением человек наносит вред и тому, кому он помогает, и себе. Казалось бы, что может быть плохого в том, что Спаситель оказывает поддержку и помогает Жертве, которая в этом нуждается? Как он может своими благими действиями навредить ей и создать какие-то проблемы? И не только ей.
Но обо всем по порядку.

Предположим, какой-то человек (Жертва) страдает от чего-то или кого-то (Преследователя) и ищет того (Спасителя), кто бы ей посочувствовал и помог. Начнем с того, почему люди становятся на путь «спасательства». Причины могут быть разные:

  • Часто Спасителями становятся люди, которым не удалось реализовать свой потенциал вне границ «магического треугольника». Становясь Спасителем, человек начинает ощущать себя более значимым, более знающим, более опытным, более щедрым и пр., чем человек, для которого он стал Спасителем, словом, «спасательство» повышает самооценку.
  • Довольно часто в роли Спасителя по отношениям к своим чадам, защищающих их от всех и вся, становятся мамы, которые окружают чрезмерной заботой своих детей даже тогда, когда они давно выросли. В реальности такое поведение свидетельствует не о большой любви, а о желании контролировать жизнь своего отпрыска и стремлением им управлять. Однако ни к чему хорошему это не приводит. Чем больше мать оберегает ребенка от всех проблем и принимает за него решения, тем больше, выражаясь фигурально, она «подрезает ему крылья» – не дает стать самодостаточной личностью, так как он привыкает перекладывать на нее ответственность и становится все более беспомощным. Такое дитятко по жизни будет искать виновных в своих неудачах и первым кандидатом на эту роль будет, к сожалению, мама.
  • Нередко Спасителями становятся люди, которые в детстве недополучали любви и заботы. С малолетства они привыкли к тому, что их интересы и желания менее важны, чем желания и интересы других людей Поэтому во взрослом возрасте стремятся спасать и помогать, при этом втайне надеясь получить отдачу. Однако Жертва, для которой человек стал Спасителем, настолько сконцентрирована на своих собственных переживаниях и жалости к себя, что кроме себя не замечает никого и ничего. Принимая как должное сочувствие и помощь других людей, Жертва не считает себя обязанной делать что-то для кого-то. Как следствие, Спаситель начинает ощущать себя несправедливо обойденным вниманием, и вот уже он сам входит в роль Жертвы.
На пути «спасательства»  Спасателя ждут подводные камни, о которых он чаще всего и не подозревает:
  • во-первых, Спаситель, как правило, через некоторое время может сам стать Жертвой – «козлом отпущения» – объектом для недовольства, претензий и обид, а то и прямой агрессии, причем как Преследователя, так и Жертвы, которая, как старуха из «Сказки о золотой рыбке», чем дальше, тем больше будет входить во вкус и предъявлять своему Спасителю все больше и больше требований.
  • во-вторых, Спаситель в своем стремлении помочь Жертве воспринимает ее проблемы как свои личные, обвиняя агрессора. И в случае чересчур активного противодействия Преследователю, Спаситель рискует сам оказаться в малопривлекательной роли агрессора.
Исходя из всего вышесказанного кое-кто может прийти к ошибочному выводу, что, может быть, в таком случае никому и никогда не стоит помогать? Безусловно, помогать можно и нужно, но делать это корректно.Как же можно помочь человеку, не став Спасителем?

  • Прежде всего надо отказаться от роли «жилетки» – перестать регулярно выслушивать многочисленные жалобы Жертвы, которые только вводят ее в состояние еще большего уныния и беспомощности.
  • Не надо оказывать услуги и не надо давать советы, если вас не просят.
  • Не нужно считать, что лучше знаете, как другим жить.
  • Не надо считать, что человек беспомощен и не в состоянии о себе позаботиться, если, конечно, он не находится бессознательном состоянии. Существует множество примеров тому, как тяжело больные люди и люди с ограниченными возможностями (язык не поворачивается сказать «инвалиды») вели и ведут полноценную активную жизнь.
  • Встречаются ситуации, когда человеку нужно помочь даже в ущерб себе, так как он находится в очень затруднительном положении. НО это должен быть единичный случай. Если подобная ситуация начинает повторяться с кем-то регулярно (то есть для него делается что-то, что он может сделать самостоятельно), то это уже «спасательство». И делать этого не стоит, так как такими действиями мы мешаем человеку получать жизненный опыт.
  • Если к вам обратились за помощью, можно обсудить сложившуюся ситуацию, постараться найти пути решения, подсказать возможные варианты, НО выбор из предложенных вариантов должен сделать тот, кто обратился за помощью.
  • Лучшая помощь – настроить человека на решение проблемы, чтобы он сумел выявить и использовать ресурсы, которыми располагает.
  • Не нужно выполнять за человека большую часть того, что нужно для выхода из затруднительной ситуации, и то, что он может сделать самостоятельно.
  • Не рассчитывайте на благодарность. Весь все, что вы делаете, вы делаете потому что вам самим это нужно.
  • Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривать свои условия нужно заранее.
А под конец хочется сказать, что ступившему на путь «спасательства» важно помнить, что на этом пути он берет на себя ответственность  за жизнь Жертвы и за ее поступки, тем самым способствуя ее безынициативности, бездеятельности и пассивности. Выражаясь фигурально, он начинает постоянно «ловить рыбу» для Жертвы вместо того, чтобы научить ее делать это самостоятельно. Вот и получается, что «спасательство» это именно тот случай, когда «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Стиль изложения автора сохранён. Мнение
редакции может не совпадать с мнением автора.