Франц Халс – проклятие живописца

28.08.2013

Жизнь Франца Халса, известного голландского живописца, принято делить на два периода. Первый – это время надежд, свершений и успехов. Второй – нищета и забвение. И мистики, и даже сами искусствоведы считают, что виной тому проклятие незаконнорожденной дочки гения.

Родился Хальс предположительно между 1580-1585 гг. Время тогда было неспокойное – как раз разгорелась Нидерландская буржуазная революция. Семья ткача Халса с кучей детей решила сбежать подальше от военных действий и перебралась в Харлем. В отличие от своих сестер и братьев Франц обладал ярко выраженными способностями к рисованию. Природные таланты было решено не рубить на корню, а развивать, для чего мальчика и отдали обучаться в мастерскую художника Карела ванн Мандера.

Первый портрет Хальс написал в 1611 году, но известность к нему пришла с созданием полотна «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Картина вызывала неподдельный восторг у всех, кто ее видел, и вскоре заказы посыпались на Хальса один за другим. Пока Франц радовался своим творческим удачам, умерла его жена Аннеке. Спустя год вдовец выбрал себе новую вторую половинку. Ею стала его собственная служанка Лисбет Рейнирс. В общей сложности в браке супруги прожили более полувека, однако счастливой семейную жизнь назвать было нельзя. Пока малограмотная мать и мачеха Лисбет воспитывала 12 детей, живописец шлялся по кабакам и не отказывал себе в плотских утехах на стороне. Как ни странно, но гулящий образ жизни благоприятно сказывался на творческом вдохновении Франца – за достаточно короткое время он написал целую галерею полотен, которые быстро раскупали.

Сколотив неплохой капитал, художник уверился в том, что схватил бога за бороду и уже никогда не отпустит. И даже когда к нему на улице подошла безобразная нищенка и сказала, что она его дочка, Хальс не особо опечалился. Девушка пояснила, что 20 лет назад Франц соблазнил ее мать, работавшую прислугой, а когда та пришла к нему домой с новорожденным ребенком, выставил ее за дверь. В ответ нищенка не увидела ни раскаяния, ни сочувствия и прокляла папашу вместе со всеми его картинами.

Хальса вообще не интересовало, сколько незаконнорожденных детей у него бродит по стране, и он быстро забыл о проклятии. Но вскоре крупные заказы перестали поступать художнику. Иного заработка Франц не имел, но с богемным образом жизни расставаться не собирался. Поэтому нажитый капитал живописец очень быстро промотал, у него появились реальные материальные затруднения. Да еще жена начала закатывать скандалы по поводу.

Редкие работы приносили сущие гроши. Хальс даже не мог больше продолжать выплачивать членские взносы в гильдию художников. Еще недавно востребованный и состоятельный живописец стал бедствовать настолько, что городским властям пришлось назначить ему пожизненную субсидию. В 1664 году Франц выполнил два последних заказа, и впал в реальную нищету. Ни родные художника, ни его ученики, многие из которых на тот момент стали довольно популярными, не пришли на помочь к Хальсу. Свою смерть проклятый художник встретил в богадельне в 1666 году.

Еще несколько веков проклятие незаконнорожденной дочери действовало в отношении его полотен – они совершенно никого не интересовали. И только в 1965 году, когда с московской выставки похитили картину «Евангелист Лука», интерес к живописцу и его работам проснулся вновь. Кстати, именно эта кража легла в основу советского детектива «Возвращение «Святого Луки».

Франц Халс – проклятие живописца